Феномен «выученной беспомощности»

Феномены воспитания

(Пастернак Н.А. Психология воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Пастернак; под ред. А.Г. Асмолова. – М. – ИЦ «Академия», 2008. С. 79-870.)

В результате воспитательных воздействий формируется личность со своими особенностями, проблемами и переживаниями. Устой­чивые личностные особенности, формирующиеся непосредственно под воздействием взрослых, называются феноменами (или про­явлениями) воспитания. Рассмотрим те из них, которые встречаются чаще всего.

Феномен «выученной беспомощности»

В психологии хорошо известен феномен «выученной беспомощности» - поведение, при котором человек фактически бездей­ствует в ситуации, требующей активности и инициативы. Такое поведение возникает в том случае, если взрослые жестко контро­лируют распорядок жизни ребенка, и последний, раз за разом убеждаясь в невозможности своими действиями что-либо изме­нить, вообще отказывается от поиска. Став взрослым, такой чело­век начинает нуждаться в строго регламентируемом образе жиз­ни, при котором ценятся исполнительность и беспрекословное выполнение инструкций. Он начинает избегать жизненных пере­мен, уклоняться от решения сложных задач, так как они сулят неизвестное, вынуждают к поиску.

При ведем пример из жизни.

Молодой человек, 27 лет, - безработный с высшим педагогическим Образованием. Его мать рано овдовела. Работала она вначале учительницей, а затем директором школы. Вся ее жизнь была подчинена воспитанию сына. Между сыном и матерью сложились отношения сильной эмоциональной привязанности.

ПО окончании школы молодой человек поступил в педагогический институт, чтобы последовать примеру матери. Учился он хорошо, занимался общественной работой, имел много друзей.

Когда он заканчивал институт, мать умерла. С огромным трудом по­лучив диплом, молодой человек не смог устроиться на работу в качестве учителя. Друзья нашли ему место в небольшой коммерческой фирме, в которой он проработал несколько месяцев, после чего уволился по собственному желанию, так как «работа не по специальности его не удовлетворяла». Он перестал делать какие либо попытки искать средства к существованию и оказался в чрезвычайно затруднительном положении.

В ряде случаев к появлению феномена «выученной беспомощности» приводит гиперопека ребенка. В этом случае с самого ран­него детства ограничивается способность ребенка принимать са­мостоятельные решения - за него это делают родители, бабушки и дедушки, старшие братья или сестры. По сути, такая позиция взрослых свидетельствует о непризнании индивидуальности ре­бенка, его способности самостоятельно решать собственные про­блемы.

Сформированная «беспомощность» только и ждет случая, что­бы проявиться. Так, в описанном выше примере, когда молодому человеку пришлось столкнуться с жизнью один на один, он, Не имея опыта самостоятельного преодоления препятствий, не вы­держал, что нашло свое отражение в отказе от каких-либо попы­ток разрешить проблему.

Для «беспомощных» людей характерен так называемый песси­мистический стиль объяснения - неблагоприятные события они объясняют собственным неумением, незнанием, неспособностью, а не неблагоприятным стечением обстоятельств, при этом хоро­шие события трактуются ими как временные и случайные, не зависящие от воли и усилий самого человека. Также было показа­но, что беспомощный, пессимистический стиль объяснения яв­ляется предвестником депрессии, а оптимистический - психи­ческого и физического здоровья. (Гордеева Т. О. Мотивация достижения // Современная психология мотива­ции. - М., 2002. - С. 67.)

В описанном нами случае на помощь «страдальцу» пришел пси­хотерапевт: молодой человек получил недостающий опыт преодо­ления препятствий и достижения успеха, прибегнув к воображе­нию, что послужило толчком к началу поведенческой активности.

Развить у себя способность к принятию самостоятельных ре­шений может любой человек, однако он должен сам этого захо­теть, т. е. сам осознать необходимость в самовоспитании.

«Существенным моментом в этом процессе является правиль­ная постановка цели. Начинать следует с любой, но определен­ной... деятельности, будь то личная жизнь или карьера. Будет серьезной ошибкой стараться изменить все сразу. Необходимо вы­брать только один аспект, поставить четкую цель и начать двигать­ся в заданном направлении. Другие стороны жизни пока лучше оставить без изменений. Пройдет какое-то время, и с удивлением обнаружите, что и там происходят положительные перемены» (Шарипов Э., Кронин С. Режиссура социальных игр. - М., 2002. - С. 66).

Человек, который решился заняться самовоспитанием, долен верить в то, что придет к позитивному результату независимо от обстоятельств. Так, люди, которые на деле доказали свою способность с честью выйти из какой-то трудной жизненной ситуа­ции верили в победу, настраивали себя на выигрыш, вместо того чтобы изнывать от бесполезных страхов и сомнений. При этом «самое опасное для веры - это временные рамки: «Ну когда же что-то изменится?» Пока считаем минуты - ничего не изменит­ся, как только забудем о времени - все начнет происходить» 1.

Основным препятствием на пути человека, самостоятельно решающего свои жизненные задачи, может быть «навязывание помощи» со стороны окружающих, к примеру преподавателя. Ле­карство против этого простое: умение понимать и различать во­просы, требующие вашего внимания, от вопросов, которые мо­гут быть решены без вашего участия 2.

В ряде исследований было показано, что учащиеся с оптимистическим стилем объяснения показывают более высокие резуль­таты, чем учащиеся с пессимистическим стилем объяснения. Так­же обнаружена положительная связь пессимистического стиля объяснения с плохой успеваемостью в школе, низким уровнем притязаний и размытыми жизненными целями (Гордеева Т. О. Мотивация достижения / / Современная психология мотивации. – С. 67).

«Беспомощные» дети склонны переоценивать свои неудачи и недооценивать удачи. Сталкиваясь с неудачей, такие учащиеся говорят: «Я всегда был не очень способным», «Задачи этого типа мне не даются» и т. п., т. е. они склонны заниматься поиском при­чин неудач именно в себе, упрекать себя в недостатке способно­стей и расстраиваться по этому поводу. Они как бы забывают о прошлых успехах и полностью погружаются в неудачи. В результа­те эффективность их учебной деятельности снижается.

Напротив, школьники, ориентированные на активную деятель­ность, не обвиняют себя, не раздумывают о причинах неудачи, а относятся к ней как к очередной трудности, требующей преодо­ления. В ситуации неудачи они начинают подбадривать себя и вы­сказывают позитивные прогнозы в отношении решения задачи, анализируют собственную деятельность и находят оптимальную Стратегию разрешения проблемы. Такие учащиеся демонстрируют позитивный настрой по отношению к решению задач и даже радуются трудностям. В результате их ожидание будущих успехов не уменьшается, самооценка своих способностей в случае неудачи не снижается, а стратегии решения задач после неудач в некото­рых случаях даже улучшаются.

Одним из источников формирования «выученной беспомощности» и пессимистического стиля объяснения является критика. которую взрослые адресуют ребенку при его неудачах, например: «Ты слаб в математике», «Ты вечно неряшлив» и т. п. Испытывая неудачи в работе и не веря в то, что он может добиться успеха «беспомощный» ученик становится менее мотивированным к учебе. Напротив, если педагог говорит школьнику: «Ты сегодня недостаточно старался, можешь лучше», «Ты был невнимателен, по­этому не получилось, в следующий раз получится» и т.д., ребенок настраивается на доведение начатого дела до конца, на ус­пех, т. е. на оптимистичное отношение к жизни.

Родителям следует помнить, что главную роль в формировании стиля объяснения играет близкий взрослый, прежде всего мать (дети учатся у своих матерей объяснению разного рода при­чинных зависимостей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: