Разработка основ декабристской эстетики в обзорах Бестужева

1.Обозрение Бестужева пронизано страстной борьбой занациональную самобытность литературы, за ее высокое, гражданское содержание. Сточки зрения народности Бестужев высоко оценивает «Слово о полку Игореве»,творчество Кантемира, Ломоносова, Державина, Хемницера, Фонвизина. Отношение кКарамзину у критика двойственное: с одной стороны, он выразил характерное длядекабристов несогласие с монархической концепцией «Истории государствароссийского», но с другой – признал в Карамзине писателя, который дал «народноелицо» русскому языку. При рассмотрении причин, которые привели к тому, чтосреди русских писателей оказалось очень мало самобытных талантов, обнаружилисьсильные и слабые стороны позиции Бестужева. Он выступает как критикдекабристского лагеря, когда, вскрывая «политические препоны, замедлявшие ходпросвещения и успехи словесности в России», ответственность за неудовлетворительноесостояние литературы и просвещения возлагает на правительство. Не менее смелоратует Бестужев против «феодальной умонаклонности» провинциальных дворян,которые ограждают своих детей от просвещения, и столичных дворян, которыевместо серьезного учения и занятия литературою предпочитают развлекаться ивеселиться. Но когда критик неудовлетворительное состояние литературы ставитезависимость от «равнодушия прекрасного пола» к отечественной словесности, этозначит, что он еще не порывает с традициями Карамзина.

2.Открывается альманах обозрением Бестужева «Взгляд нарусскую словесность в течение 1823 года». В начале статьи, а не в конце, какбыло в первом обозрении, рассматриваются причины, «замедлившие ходсловесности», а потом приводится характеристика произведений за истекший год.Уже ни слова не говорит Бестужев о равнодушии прекрасных читательниц какпричине отставания нашей литературы. Теперь развитие литературы он ставит внепосредственную зависимость от общественно-политической ситуации. Так каклитература живет современностью, то расцвет ее возможен только при подъемеобщественной жизни, при существовании политических интересов. Почему в поруОтечественной войны 1812 г. у нас было такое оживление в литературе ижурналистике? – ставит вопрос автор. Потому что это была пора общественногоподъема. А когда она прошла, все опять погрузилось «в бездейственный покой».Политический накал остыл, наступило «совершенное оцепенение словесности».
3.Третья книжка «Полярной звезды» вышла летом 1825 г. Поидейной насыщенности она значительно превосходит две первые: оба издателя ужедекабристы, активные участники Северного общества, руководители его левойфракции – республиканской.

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале1825 годов» Бестужева, которым открывается «Полярная звезда», – это не тольколитературное, но в полном смысле слова политическое выступление. Сновавыдвигается тезис: у нас нет литературы, т. е. такой литературы, котораяудовлетворяла бы потребностям русской общественной жизни. Почему? Нетнастоящего общественного возбуждения, и поскольку ум «не занят политикою», тоон «кинулся в кумовство и пересуды... Я говорю не об одной словесности: всенаши общества заражены тою же болезнею», – подчеркивает критик. Третьеобозрение Бестужева не только утверждает зависимость литературы от общественнойжизни – оно содержит могучий призыв к активной политической борьбе. «Мыначинаем чувствовать и мыслить – но ощупью. Жизнь необходимо требует движения,а развивающийся ум – дела», – заявляет Бестужев, намечая пути революционнойдеятельности для своих современников. Яркой художественной иллюстрацией этоготезиса статьи является отрывок из поэмы Рылеева «Наливайко» («ИсповедьНаливайки»), опубликованный в альманахе. Устами своего героя Рылеев прославляетреволюционный подвиг: борьба с угнетателями народа необходима, даже если в этойборьбе придется погибнуть.
На неизбежность революционного восстания в РоссииБестужев в своем третьем обозрении намекал неоднократно. Лишь в таком смысле,например, нужно понимать его слова: «Порох на воздухе дает только вспышки, носжатый в железо, он рвется выстрелами и движет и рушит громады».
Обозревая русскую литературу за 1824 и начало 1825г., Бестужев выше всего оценивает «Горе от ума» Грибоедова, определяя комедиюкак «феномен, какого не знали мы от времен «Недоросля». Несмотря на строгостицензуры, он сумел раскрыть перед читателями протестующий характер образаЧацкого как активного борца за высокие гражданские идеалы, у которого «душа вчувствованиях, ум и остроумие в речах». «Будущее оценит достойно сию комедию ипоставит ее в число первых творений народных», – утверждал Бестужев. Рядом с«Горем от ума» Бестужев ставит рукописную поэму Пушкина «Цыганы» какистинно самобытное произведение, в котором «сверкают молнийные очерки вольнойжизни и глубоких страстей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: