Основные направления и принципы построения теории Ж.Пиаже

В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления; ассимиляцию - это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; аккомодацию - механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Развитие интеллекта - это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года) - стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чув-ствительных и двигательных структур - сенсорных и мо-торных способностей.
Период конкретных операций (2-/2 лет).
В этом возрасте происходит постепенная интериориза- ция схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Цент- ' ральными характеристиками умственной деятельности: ребенка в этот период его познавательного развития ' являются эгоцентризм мышления и представление о со- ' хранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил до- операциональную стадию, которая характеризует ин- туитивное, наглядное мышление в возрасте от 2 до Г 6/7 лет, и стадию конкретных операций (6/7- /2 лет)., Период формальных операций (/2-4/5 лет).
В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувствен-. ное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи ' в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: