развитие рецепторной и двигательной сферы ребенка первого года. возрастные новообразования

Основные психологические новообразования младенческого периода '
Основными новообразованиями младенческого перио-да являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев, происходит перелом в развитии ребенка, он связан с воз- никновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ре- бенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган! перцепции, она не может стать органом хватания. Хвата- ' ние осуществляется под контролем зрения: ребенок рас- ' сматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка, так как активно развивается восприятие. На основе акта хватания расширяются воз- можности манипулирования с предметом, а в возрасте ' от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлече- ' ние из него звуков. В возрасте 7-0 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой. К концу младенческого возраста (0- до 4 месяцев) возникает этап функ-циональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, теперь ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения - когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.
Развивается и мышление младенцев. К концу этого возраста у детей появляется ручной интеллект, или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки - реакций на новые предметы, стремление их обследовать.
Развивается и речь, прежде всего пассивная - ребе-нок слушает и различает звуки. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания. К концу года ребенок понимает 0-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: