ИГРЫ С МЯЧОМ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
В своей работе мы опираемся на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность,'
В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка.
Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.
Мы предлагаем вам комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков, в который входят элементы массажа. Каучуковые шарики легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.
КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» —
Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает.
Никуда не выпускает.

Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.

Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой
![]() |
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!

«ФОКУСНИК»
Рекомендуем проводить после комплекса «Разминка».
Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.
Мы предлагаем в веселой, непринужденной игре помочь им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.
Ловко с мячиком играем
И предлоги называем.
За рукой и под рукой,
![]() |
Из-под кисти на покой.

Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Cправа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу
Мяч снаружи, мяч внутри.
Поруке качу — смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой —
Вот я фокусник какой!








