Отцы-аскеты. 1. Начало монашества: K. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Monchtum, Lp z

1. Начало монашества: K. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Monchtum, Lp z. 1898; P. Ladeuze, Etude sur le Cenobitisme Pakhomien, 1898; Dom J. M. Besse, Les moines d'Orient anterieurs au Concile de Chalcedoine, P. 1900; P. van Cauwenbergh, Etude sur les moines d'Egypte depuis le concile de Chalcedoine (451) jusqu'a l'invasion arabe (640), 1914; Leipoldt, Schenute von Atripe, TU XXV. 1, 1903; Loofs, Eusthatius von Sebaste, 1898; M. Viller, La spiritualite des premiers siecles chretiennes, P. 1930; K. Kirk, The Vision of God, 1931; Ir. Hausherr, La methode d'oraison hesychaste, Orientalia Christiana, № 36. Rome 1927; срв. En. Феофан, Древние иноческие уставы..., M. 1892; С. M. Зарин, Аскетизм по прав. христ. учению, т. I, 1-2, Спб. 1907; свящ. Ст. Лобачевский, Святой Антоний Великий, Одесса 1906; Архим. Палладий, Святой Пахомий Великий и первое иноческое общежитие, Казань 1899; Н. Примогенов, Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия, Казань 1900; И. Троицкий, Обозрение источников по истории египетского монашества, С. Пос. 1907; Иером. Феодосий, Палестинское монашество с IV до VI в. Спб. 1896 (= Правосл. Сбориик, XV. 2); Иером. Анатолий, Исторический очерк сирийского монашества до половины VІ-го века, К. 1911; Н. Суворов, К истории нравственного учения в вост. Церкви, Виз. Врем. X, 1903; С. И. Смирнов, Духовный отец в древней Восточной Церкви, I, Серг. П. 1906; И. Попов, Идея обожения в древне-восточной церкви, Вопросы философии и психологии, 1909, 2 (или 97); П. Минин, Главные направления древне-церковной мистики, Серг. П. 1916 (из "Богословского вестника").

2. "Духовные беседы". Основное издание Pritius (1668), исправленное Floss'ом (1850), y Migne 34. Cрв. G. L. Marriott, Macarii Anecdota, Seven unpublished homilies of Macarius, Harvard theological Studies, 5, 1919; См. тексты, изданные Amelineau в Annales du musee Guimet, XXV (1894): p. перевод при Моск. дух. академии, 1845, 4 изд. 1904; J. Stoffels, Die mystische Theologie Makarius des Aegypters, Bonn 1908: C. Flemming, De Macarii Aegyptiaci scriptis quaestiones, Gottingae, Diss. 1911; J. Stiglmayr, Makarius der Grosse im Lichte der kirchlichen Tradition, Theologie und Glaube, 1911; Sachliches und Sprachliches bei Makarius von Aegypten, Innsbruck 1912. Сомнения в принадлежности "бесед" преподобному Макарию уже y Неофита Капсокаливита в XVIII в., его рассуждение издано Диовуниотисим, Афины 1924. Из новейшей критической литературы См. A. Wilmart, L'origine veritable des homelies pneumatiques, Revue d'ascet. et de mystique, I. 1920; G. L. Marriott, The Messalians and the discovery of their Ascetic book, Harvard theol. Review, 19, 1926; J. Stiglmayr, Pseudo-Makarius und die After-mystik der Messarianer, Zeitschr fur die kathol. Theologie, 1925. Cрв. Liber gradfuum e codicibus syriacis edid. D. Kmosco, Patrologia Syriaca, t. Ill, P. 1926. Из русской литературы: A. Бронзов, Преподобный Макарий Египетский, т. I, Спб. 1899; И. В. Попов, Мистическое оправданис аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского, Богосл. Вестник, 1904 и 1905; Иерод. Онуфрий, Мистика преподобного Макария Египетского, Учено-богосл. опыты студентов Киевской д. акад., в. XII, К. 1914.

3. Памятники IV-VI в.в. "Лавсаик" в изд. C. Butler'a, Texts and Studies, VI. 1-2, 1898, 1904; срв. издание Lucot, P. 1912. Historia monachorum, ML 21; E. Preuschen, Palladius und Rufinus, 1897; R. Reitzenstein, Historia monarchorum und Historia lausaica, Gottingen 1916; Des Athanasius Werk ueber das Leben des Antonius, Sitzber. der Heidelb. Akademie der Wissensch., Pbil,hist.- Klasse 1904, VIII; Cotelerius, Ecclesiae Graecae Monumenta 1-3, P. 1677-1688; Apophthegmata Patrum, Migne 65; p. пер. Евсевия (Орлинского), M. 1845. W. Bousset, Apophthegmata. Tubingen 1923; Das Monchtum der sketischen Wuste, Zeitschrift fur die Kirchengeschichte 1923. Творения преподобного Иоанна Кассиана. ML 49; есть p. перевод, M. 1892. Срв. Древний Патерик, изложенный по главам, р. пер. М. 1874; 3 изд. М. 1899; "Луг Духовный", y Мignе 67 (срв. ML 74). p. пер. Филарета (Гумилевского), М. 1848; пер. о. М. Хитрова, СТСЛ 1896; см. свящ, П. Смирнов, Об авторе Λέιμων Бог. Вести. 1915, сент.; Синайский Патерик в древне-славянском переводе, Серг. Пос. 1917. — Сочинения Евагрия См. y Migne, 40; но в особенности W. Frankenberg, Evagrius Pontikus, Abhandl. d. Gesellschaft zu Gottingen, Ph.-hist. Kl., N. F. 13, 2. 1912, сирийский текст и нем. перевод; J. Hausherr, Les versions syriaque et armenienne d'Euagre le Pontique, Orientalia christiana XXII. 2, 1931; Zockler, Euagrius Ponticus, 1893. — Русский перевод некоторых сочинений Евагрия в "Добротолюбии", т. I. Творения Нила — Міgnе 79; р. пер. 1-3, М. 1858 См. F. Degenhart, Der hl. Nilus Sinaita, sein Leben und seine Lehre vom Monchtum, Munst. 1915; Neue Beitrage zur Nilus-Forschung, 1918; K. Heussi. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen, Lpz. 1917. Творения Марка Пустынника y Migne 65; срв. Пападопуло-Керамевс, Analecta, I; J. Kunze, Marcus Eremita, Lpz. 1895. Русский перевод в "Добротолюбии", т. I; "Слово ο крещении", M. 1858; A. Юрьевский, Марк Пустынник и его новооткрытое "слово против несториан", Казань 1900. Блаженный Диадох, Творения y Migne 65, срв. издание К. Попов, Блаженый Диадох, епископ Фотики древнего Эпира. и его творения, том I, Казань 1903 и Weiss — Liebersdorf, Β. 1916. "Вопросоответы" преподобных Варсануфия и Иоанна, изд. Никодима Святогорца, y Migne 88; p. пер. M. 1895. Статья ο мнениях Оригена, Дидима и Евагрия в "Христ. Чтении", XXV, 1827. Творения аввы Дорофея y Мigne 88; р. пер. М. 1895. Срв. статьи S. Vailhe, Echos d'Orient, VІІ-VІII, 1904-1905. Творения аввы Исаии изд. по-сирийски y Land, Analecta syriaca, t. III, по-гречески в Иерусалиме, 1911; лат. пер. издан еще в 1574, y Migne 40; p. пер. в "Добротолюбии", т. I. Срв. Кugеner, Observations sur la vie de l'ascete Isaie nar Zacharie le Scholastique, Byz. Zeitschr. IX. 1900; S. Vailhe, Un mystique monophysite, le moine Isaie, Echos d'Orient, IX, 1906.

4. Преподобный Иоанн Лествичник. Editio princeps, M. Raderus, P. 1633, y Migne 88, — очень неисправно; не лучше Константинолольск. изд. Софрония, 1883. По-русски переводилась не раз. Перевод Моск. дух. академии в 1851 году, перевод Оптиной пустыни 1862. Срв. S. Vailhe, Echos d'Orient, VIII, 1905.

5. Преподобный Исаак Сирин. Сирийский текст издан P. Bedjan, Mar Isaacus Ninevita de perfectione religiosa, P. 1909; с него англ. пер. A. J. Wensinck, Isaac of Nineveh, Mystic treatises, Abhandelingen der koninkl. Akademie van Wettenschappen, Af deling Letterkunde, N. Reeks deel XXIII. 1, Amst. 1923. Греч. перевод изд. Никифором Феотоки (влосл. елиск. Астраханским) Бог Лейпциге, в 1770 г. Р. перевод в Христ. Чтении двадцатых годов (неполный) и в издании Моск. дух. Акад., 1854, 3 изд. 1911. См. Chabot J. B., De S. Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina, P. 1892; "Книга целомудрия" Иезудены изд. Chabot, Melanges d'archeologie et d'histoire, Ecole francaise de Rome, XVI, 1896.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: