Вопрос №3: Что это дает?

Всю представленную выше модель можно разделить на три основных блока, каждый из которых решает свои задачи:

1) Функциональные компетенции:

· Демонстрация путей и динамики развития сотруднику;

· Трансляция ожиданий от сотрудника;

· Оценка профессионального уровня, качества и эффективности работы сотрудника.

2) Личностные компетенции:

· оценка потенциала развития сотрудника;

· прогнозирование успешности сотрудника в разных видах деятельности.

3) Знания, умения и навыки:

· Оценка готовности сотрудника к выполнению конкретных задач – допуск к работам;

· Диагностика проблем – выявление пробелов в опыте.

Выводы

Подытожить я хочу, вернувшись к примеру с шахматами и рассказав о второй смыслообразующей составляющей сформированного подхода.

Мы можем дать оценку игре шахматиста, не дожидаясь окончания партии. Пожалуй, это единственный способ действительно оценить его мастерство.

В последнее время в общем доступе, в виде различных публикаций появляются здравые рассуждения о том, что оценка сотрудников по результатам вызывает множество проблем и не совсем корректна.

Во-первых: условия достижений результатов отличаются раз от раза.

Во-вторых: одних и тех же результатов можно достичь разными способами, разной ценой и т.п.

В-третьих: настоящий профессионализм не так заметен в результате, как в самой деятельности. Если вам повезло встречать в своей жизни асов, которые вызывали восхищение, вспомните, что конкретно приводило вас в восторг. Итоговые показатели, цифры в отчетах? Чем еще измеряется результат?..

Вместо ответа я проведу последнюю аналогию с деятельностью, не имеющей явного результата. Игра музыканта. Возможно ли оценить исполнительское мастерство музыканта, не послушав как он играет? Отсутствие явного результата не позволяет нам совершить такой ошибки. Что восхищает нас в асах? Это их игра. А что делает их лучшими из лучших? Увлеченность игрой (процессом).

Популярная идеология ориентации на результат, правившая умами в 20 веке отживает свое. Профессионалами становятся не те, кто ориентирован на результат, а кто ориентирован на процесс, дающий результат. Это тонкая грань, почувствовать ее, и показать путь профессионального самосовершенствования, как раз и призваны функциональные компетенции.

Ну и чтобы не заканчивать на столь пафосной ноте, в продолжение последней аналогии, покажу, как примерно может выглядеть компетенция, не давая полное описание уровней, а лишь использовав некоторые индикаторы.

Компетенция Техника игры на музыкальном инструменте:

Уровень Описание
  Исполняет произведения с простой композиционной структурой.
  Точно соблюдает простые ритмические рисунки. Не допускает ошибок при исполнении простых произведений.
  Читает с листа произведения с простой композиционной структурой, не допуская ошибок. Точно соблюдает сложные ритмические рисунки. Исполняет произведения со сложной композиционной структурой без ошибок, предварительно проиграв их до десяти раз.
  Использует сложные техники игры. Играет произведение любой сложности без ошибок после его однократного проигрывания по нотам. Точно соблюдает сложные ритмические рисунки.
  Свободно читает с листа произведения любой сложности. Делает точные интонационные акценты. Передает звуковую динамику произведения.

Такие формулировки как «простая композиционная сотрудника» (придумано автором), «сложные техники игры» могут либо быть очевидными для музыкантов, либо уточнены в отдельных документах, либо более подробно описаны в самой компетенции, если при этом не перегружают ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: