Всю представленную выше модель можно разделить на три основных блока, каждый из которых решает свои задачи:
1) Функциональные компетенции:
· Демонстрация путей и динамики развития сотруднику;
· Трансляция ожиданий от сотрудника;
· Оценка профессионального уровня, качества и эффективности работы сотрудника.
2) Личностные компетенции:
· оценка потенциала развития сотрудника;
· прогнозирование успешности сотрудника в разных видах деятельности.
3) Знания, умения и навыки:
· Оценка готовности сотрудника к выполнению конкретных задач – допуск к работам;
· Диагностика проблем – выявление пробелов в опыте.
Выводы
Подытожить я хочу, вернувшись к примеру с шахматами и рассказав о второй смыслообразующей составляющей сформированного подхода.
Мы можем дать оценку игре шахматиста, не дожидаясь окончания партии. Пожалуй, это единственный способ действительно оценить его мастерство.
В последнее время в общем доступе, в виде различных публикаций появляются здравые рассуждения о том, что оценка сотрудников по результатам вызывает множество проблем и не совсем корректна.
|
|
Во-первых: условия достижений результатов отличаются раз от раза.
Во-вторых: одних и тех же результатов можно достичь разными способами, разной ценой и т.п.
В-третьих: настоящий профессионализм не так заметен в результате, как в самой деятельности. Если вам повезло встречать в своей жизни асов, которые вызывали восхищение, вспомните, что конкретно приводило вас в восторг. Итоговые показатели, цифры в отчетах? Чем еще измеряется результат?..
Вместо ответа я проведу последнюю аналогию с деятельностью, не имеющей явного результата. Игра музыканта. Возможно ли оценить исполнительское мастерство музыканта, не послушав как он играет? Отсутствие явного результата не позволяет нам совершить такой ошибки. Что восхищает нас в асах? Это их игра. А что делает их лучшими из лучших? Увлеченность игрой (процессом).
Популярная идеология ориентации на результат, правившая умами в 20 веке отживает свое. Профессионалами становятся не те, кто ориентирован на результат, а кто ориентирован на процесс, дающий результат. Это тонкая грань, почувствовать ее, и показать путь профессионального самосовершенствования, как раз и призваны функциональные компетенции.
Ну и чтобы не заканчивать на столь пафосной ноте, в продолжение последней аналогии, покажу, как примерно может выглядеть компетенция, не давая полное описание уровней, а лишь использовав некоторые индикаторы.
Компетенция Техника игры на музыкальном инструменте:
Уровень | Описание |
Исполняет произведения с простой композиционной структурой. | |
Точно соблюдает простые ритмические рисунки. Не допускает ошибок при исполнении простых произведений. | |
Читает с листа произведения с простой композиционной структурой, не допуская ошибок. Точно соблюдает сложные ритмические рисунки. Исполняет произведения со сложной композиционной структурой без ошибок, предварительно проиграв их до десяти раз. | |
Использует сложные техники игры. Играет произведение любой сложности без ошибок после его однократного проигрывания по нотам. Точно соблюдает сложные ритмические рисунки. | |
Свободно читает с листа произведения любой сложности. Делает точные интонационные акценты. Передает звуковую динамику произведения. |
Такие формулировки как «простая композиционная сотрудника» (придумано автором), «сложные техники игры» могут либо быть очевидными для музыкантов, либо уточнены в отдельных документах, либо более подробно описаны в самой компетенции, если при этом не перегружают ее.
|
|