Философия технического творчества. Стихийность творчества, творчество как точная наука: эвристический и алгоритмический подходы к техническому творчеству

Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:
— творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку;
— творчество можно программировать, им можно сознательно управлять в целях повышения его эффективности.
В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.
В техническом творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им.
Методы делятся на две больших группы:
— психологические
— алгоритмические
Психологические методы означают применение средств психологического воздействия, активизирующих мышление, деятельность воображения. к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, фокальных объектов, контрольных вопросов и др.
Все вышеизложенное отражено в следующей схеме:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДРУГИЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА
Обычно творчество различают в зависимости от сферы деятельности человека:

— научное — техническое — художественное — декоративно-прикладное — религиозное — мистическое

— обыденно-практическое и пр.

Техническое творчество на нынешнем этапе его развития тесно связано с особенностями современной инженерной деятельности.

Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования:
1) классическая инженерная деятельность;
2) системотехническая деятельность;
3) социотехническое проектирование.

Качества творческой личности
1. Способность смело выбрать Достойную цель, даже если она считается нереальной и сделать ее главным вектором своей жизни
2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели
3. Способность работать планомерно. наличие пакетов рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. регулярный контроль выполнения этих планов
4. Высокая работоспособность
5. Хорошая техника решения творческих задач
6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи, умение «держать удар»

Основные критерии Достойной цели
1. Новизна. Либо новыми могут быть средства ее достижения
2. Общественная полезность
3. Конкретность
4. Значительность
5. Еретичность
6. Практичность
7. Независимость

Пятиуровневая классификация изобретательских задач по новизне
(по Г. С. Альтшуллеру)

1. Применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели, использовано готовое решение для готовой задачи
2. Выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных
3. Изменена исходная задача, изменено привычное решение
4. Найдена новая задача и новое решение
5. Найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач

Три уровня технического творчества
1. Включает решение ИЗ 1 и 2 уровней. применение известного решения к известной проблеме.
2. Включает решение ИЗ 3 4 уровней. новое применение известного решения, или новое решение старой задачи — непринятыми, непривычными в данной области средствами
3. Решение ИЗ 5 и более высоких уровней. для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение. такое творчество работает на отдаленное завтра.

Что делать, чтобы повысить уровень технического творчества?
Для повышение эффективности решения творческих задач и уровня изобретательства — необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых технических идей и решений. Впервые такие методы стали разрабатываться во время второй мировой войны. сейчас их известны десятки (а с учетом модификаций — даже сотни). Обычно выделяют две группы методов.

Разные типы задач решаются разными способами, для каждой задачи можно подобрать наиболее эффективный способ. Но для этого сначала задачу нужно понять, понять ее суть. Понимание задачи достигается умением ставить вопросы. «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». Р. Шекли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: