Древняя Греция (VI - IV вв до н. э.)

Введение

Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологическом существе формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов.

Древний Китай (VI - I вв. до н. э.)

Человек в даосизме занимает срединное положение в мире, соединяя в себе тёмное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала, твёрдость и мягкость, покой и движение. Он обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он - лишь последнее звено саморазвития мира, движения времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек ещё не ощущает границ собственной личности.

Древняя Индия (VI -IV в до н. э.)

Буддизм устраняет индивидуальное своеобразия людей. Ему неизвестна идея обособленной личности, родившаяся в европейской философии тема индивидуальной кончины, безвозвратной утраты уникальной жизни. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляются в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а космическая душа. У неё нет индивидуальности. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа.

Древняя Греция (VI - IV вв до н. э.)

Античные философы первыми осознали, что ценность жизни - в её неповторимости. Они сделали значительный, хотя и не окончательный шаг вперёд, отделив индивид от космоса. Поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека. Знаменитое изречение “познай самого себя” означало, что каждый человек обладает внутренним “Я”, центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несёт за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания.

Человек не только познаёт самого себя но и выступает мерой всех вещей природных и социальных. Греки воздвигают храмы в честь богов по образу и подобию человека, сообразуясь с “мерой” его восприятия и разумения. В дальнейшем представление о человеке, как ценностной мере всего сущего развивали Демокрит и Платон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: