Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения

Правоведение в системе современных общественных наук. Структура правоведения

Правоведение это относительно обособленная часть обществоведения, состоящая т совокупности взаимосвязанных между собой юридических наук, имеющих общий объект изучения — государст­венно-правовую систему общества.

Общественные науки, в состав которых входит правоведение, изучают социальные процессы, т. е. деятельность людей в различных сферах общественной жизни.

Правоведение как часть обществоведения также изучает деятель­ность людей, но деятельность особого рода, связанную, с властным управлением социальными процессами и нормативным регулированием общественных отношений. В процессе этой деятельности в обществе создаются и функционируют многообразные социальные институты и отношения, входящие в единую государственно-правовую систему об­щества.

Государственно-правовая система общества составляет общий для всего правоведения объект познания. Этот объект определяет специфику правоведения как области научного знания и отличает вхо­дящие в его состав юридические науки от других общественных наук.

Современное правоведение — развитый комплекс юридических на­ук. В состав правоведения входят:

историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права и другие), которые исследуют свойства государственно-правовой системы в целом как относительно самостоятельной части общественной жизни;

отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, судоустройство, нотариат, прокурорский надзор и другие), которые исследуют отдельные государственные институты и сферы правового регулирования общественных отношений;

специальные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных [4]областях юридической деятельности специальных неюридических знанийи навыков.

Каждая из групп юридических наук изучает свой срез единой госу­дарственно-правовой системы, их предметы как общее и частное взаим­но дополняют друг друга. Из совокупности знаний историко-теоретических, отраслевых и специальных юридических наук складыва­ется полное и последовательное представление об объекте правоведе­ния.



Предмет теории государства и права, ее роль в системе правоведения

Теория государства и права это фундаментальная юридическая наука, входящая в состав правоведения и имеющая предметом изу­чения сущность, содержание (структуру) ч формы государственно-правовой системы общества в целом, основные закономерности ее функционирования и развития.

Теория государства и права — юридическая наука, входящая всо­став правоведения. С другими юридическими науками ее объединяет общий объект познания — государственно-правовая система общества. Особенности знаний теории государства и права и положение в системе юридических наук определяются ее предметом — специфическим ас­пектом, срезом изучения общего объекта.

Теория государства и права изучает:

во-первых, свойства государственно-правовой системы об­щества в целом, а не какой-либо ее отдельной части; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов отрасле­вых и специальных юридических наук;

во-вторых, сущностные закономерности государственно-пра­вовой системы общества, имеющие общий и относительно устойчивый характер для государственно-правовых систем разных стран; по этому признаку предмет теории государства и права отличается от предметов исторических юридических наук, также изучающих государственно-правовую систему общества в целом, но со стороны ее внешних времен­ных и пространственных форм.

Особенности предмета познания определяет положение теории госу­дарства и права в системе юридических наук как науки фундаменталь­ной, на которой базируются знания отраслевых и специальных юриди­ческих наук

Роль теории государства и права в системе правоведения заключает­ся в том, что она:

вырабатывает систему правовых понятий, составляющих общую теоретическую базу для всего правоведения, на основе которой разраба­тываются частные понятия отраслевых и специальных юридических наук;

обеспечивает взаимосвязь всех юридических наук внутри пра­воведения, согласовывая их содержание и подходы в процессе изучения единого объекта;

образует переходное связующее звено между системой юриди­ческих наук, входящих в состав правоведения, и обществоведением в целом, трансформируя обществоведческие категории в систему понятий правоведения.




3.Власть, ее свойства, роль в социальной жизни. Разновидности власти.

Власть — это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей. Власть изначально присуща человеческому обществу. Без властного управления общество неизбежно скатиться к хаосу и распаду. Властное управление необходимо в самых разных сферах общественное жизни. Власть - это всегда отношения между двумя или более субъектами общественной жизни, в котором выделяются следующие элементы: стороны властных отношений (субъект - тот, кто упр. и объект - тот, кем управляют); содержание (в виде возможности субъекта принять обязательное для объекта решение и необходимости объекта выполнить это решение); Власть в зависимости от критерия можно делить на различные виды. Классификация, основанная на выделении инструмента властвования основного ресурса, на который власть опирается, включает следующие виды: экономическая, социальная, идеологическая, моральная, религиозная и др. По степени организации власть бывает простая и сложная. Простые формы власти реализуются без создания каких-либо структур, можно сказать, что их осуществление – естественный продукт межличностных отношений (власть родителей над детьми). Реализация сложных форм власти предполагает создание специальных властных структур, наделённых необходимыми ресурсами и атрибутами (гос. власть, церковная власть, партийная власть). Петров: Власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей. Власть – это разновидность управления социальными процессами. В отличие от других форм управления властное управление всегда связано с подчинением одних людей другими. Доминирование одной стороны (субъект власти) и подчинение ей другой стороны (объекта власти) – составляют специфическое содержание властных отношений.

Виды власти:

-Верховная власть

-Законодательная власть

-Исполнительная власть

-Судебная власть

-Политическая власть

-Управленческая власть

-Публичная власть

-Символическая власть

К свойствам власти относятся:

- Социальный характер. Власть существует лишь в отношениях между людьми;

- Асимметричность. Власть характеризуется неравномерностью,направленностью от руководителя к подчиненному;

- Целенаправленность, или целевая детерминация власти. Власть в организации строится на основе определенных целей;

- Потенциальный характер влияния ресурсов (средств) власти. Подчинение обычно достигается без применения средств воздействия, однако либо при угрозе (в случае наказания), либо при ожидании (в случае вознаграждения)

- Вера исполнителей в способность руководителя (носителя власти) оказывать влияние на них самих, их потребности и интересы

- Возможность сопротивления и даже неподчинения.

- Причинный, каузальный характер власти. Власть одного человека выступает причиной поведения другого человека

- Частичная, ограниченная властная детерминация поведения, особенно поведения в организации. Власть на предприятии никогда не охватывает всех причин поведения. Она не распространяется на личную жизнь и свободу.




4. Государственная власть и государство.

Власть — это способность и возможность оказывать посредством использования различных инструментов (воли, авторитета, силы, права и т.д.) руководящее воздействие на поведение и деятельность людей. Власть изначально присуща человеческому обществу. Без властного управления общество неизбежно скатиться к хаосу и распаду. Властное управление необходимо в самых разных сферах общественное жизни.

Государственная власть - это разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации — государства. Государственная власть одна из видов сложной организованной формы власти. Как и другие виды власти - это управление общественны­ми процессами путём подчинения воли людей. От других видов власти государственная власть отличается следующим. Во-первых, она имеет особый субъект управления - государство. Во-вторых, это единственная форма власти, управляющая всем общест­вом, всеми основными сферами общественной жизни. В-третьих, государ­ственная власть является основным инструментом удовлетворения наибо­лее важных интересов.

Характерные черты государственной власти: 1) она распространяется на все общество; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение; 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) действует система налогов; 6) население делится по территориальному признаку; 7) ей присущи легитимность, легальность и т.п. Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании цен­ности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомер­ная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользу­ется общественным доверием и вынуждена постоянно прибе гать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Государство — это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных классо­вых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. В обществе власть может существовать в разных видах: партий­ная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, реше­ния которой обязательны для всех граждан, организаций и учреж­дений, обладает лишь государство. Оно осуществляет высшую власть в пределах собственных гра­ниц и само определяет, какими будут отношения с другими го­сударствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от ве­личины территории, численности населения, политического ре­жима.




5. Признаки государства. (Цыганов)

Государство — это политико-территориальная суверенная орга­низация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов. Признаки: Публичная власть. Государство представлено профессио­нальным аппаратом, который не совпадает с обществом и официально выступает от его имени. Суверенитет. Означает верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти по отношению лю­бым другим источникам социальной власти внутри госу­дарства (внутренний суверенитет) и его независимость от внешних источников власти, то есть от иных государств и м.о. организаций (внешний суверенитет), в проведении внутренней и внешней политики. Территориальная организация населения Означает, что государство располагается на определённой территории и распространяет свою власть на земное, водное и воздуш­ное пространство в пределах государственных границ и на всех лиц находящихся на этой территории. Связь государ­ства с лицами, проживающими на его территории, осуще­ствляется посредством особого правового института - подданства, гражданства. Связь с правом. Право важнейший регулятор обществен­ных отношений, возникающий вместе с государством и тесно с ним связанный. Нормы права устанавливаются го­сударством и охраняются им от правонарушений. Другие организации могут принимать нормы права только с одоб­рения государства. Налоги. Для содержания своего аппарата и реализации необходимых задач государство собирает налоги, то есть принудительные сборы с населения. От взносов членов об­щественных организаций налоги отличаются принудитель­ностью. Малько. Некоторые авторы также выделяют такой признак как Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан свободы).Признаки государства – его качества, выражающие особенности государства в системе иных политических организаций, осуществляющих в обществе властные функции.

Признаки государства: - признак публичной власти – государство как аппарат управления отчуждено от общества как объекта управления. - признак территориальности – государство возникает и функционирует как аппарат управления особой территории (страной), пределы государственной власти определяются государственными хранилищами данной страны. - признак суверенитета – именно данный признак отличает государство от иных политических организаций и предает государственной власти верховенство. Суверенитет государства – верховенство и независимость государства по отношению к иным источникам власти, самостоятельное определение внутренней и внешней политики. Существует два элемента суверенитета: *внутренний – верховенство власти внутри страны или недопустимость подмены государства иными источниками власти (армии, анархии). *внешний – независимость государственной власти в отношении с иными государствами, международными организациями и союзами государств. Суверенитет государства полностью раскрывается в системе особых качеств государства: 1. универсальность и исключительность государственной власти в пределах государственных границ. 2. устойчивая юрисдикция, связь государства с населением, которое проживает на данной территории, которая выражается в формировании статуса гражданина или подданного государства. 3.право государства на издание юридических норм, регулирующих общественные отношения внутри государственных границ. 5. государство является представителем своего общества на международной арене. 6.государство имеет свои символы (герб, гимн…).




6. Государственный аппарат

Г.А. – это система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Признаки:

1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.

3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.

4)При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: