Предмет психологии личности

Личность как предмет научного познания

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром.

Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин изучающих человека – это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т. е. природой, обществом, техникой, культурой. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и как индивидуальность. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Предмет психологии личности

Предметом психологии личности является человек.

Понятие «личность» первоначально означало социальное кач-во чел-ка. Понятие «личность» избыточно для психологии. В настоящее время сущ-ет коло 50 определений личности, они разные, противоположные.

Универсальным определением личности явл-ся следующее:

Личность – это чел-к, наделённый сознанием.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич­ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна­чимые для людей поступки.

Личность характеризуется активностью, стремлением расширить сферу своей деятельности. Личность обладает развитым самосознанием. Развитие личности осущ в деятельности, в социализации индивида и воспитании.

Проблема личности выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Это позволяет понять человека как индивида, как субъекта, как личность, как индивидуальность.

3. Методы исследования личности Существуют исследовательские и прикладные методы. К исследовательским м. относят качественные и количественные. Качеств. м. позволяют понять каждую отдельную личность как индивидуальность. Они не позволяют осуществить обобщение, т.е. сделать вывод относительно большой группы людей. Кач. м. называют ещё понимающими. К ним относятся: герменевтический треугольник, нарративное интервью. дискурс-анализ.К смешанным качественно-количеств. относится контент-анализ. Количественные м. правильнее называть научным, в отличие от понимающих. К ним относятся наблюднеие, эксперимент, а также различные тестовые методики, а именно личностные тесты. Методы практического воздействия специфичны для каждой отдельной теории личности, но в целом их можно разделить на 3 группы:1) дискретные м., связанные с использованием языка (речи)2) аналоговые м., связ. с использ. образов3) трансовые (гипнотические) м., связ. с исп. изменённых состояний сознания. 4. Цели и задачи исследования личности Цели: познавательная и практическая Познавательная цель состоит в построении адекватной модели личности. Такая модель наз-ся теорией личности, и включает в себя стр-ру личности, мотивацию, развитие личности, психопатологии и психическое здоровье. Практическая цель – разработать с-му практических методов, позволяющих воздействовать на личность, изменять её в соответствии с поставленными задачами. Влияние на личность надо отличать от манипулирования. Манипулирование – это влияние, которое разрушает личность. Позитивное влияние способствует личностному росту. Задачи определяются поставленными целями и конкретизируются в каждом отдельном случае.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: