Описание методики сбора первичной информации

Влияние доступа к высшему образованию на возникновение неравенства знаний в современном российском обществе.

Анализы результатов полученных в ходе исследования влияния доступности высшего образования на возникновение неравенства знания

Описание методики сбора первичной информации

На основе вышеизложенной теоретико-методологической и методической базы было проведено эмпирическое исследование. Материал, полученный по завершению проведения исследования, был проанализирован, результаты анализа зафиксированы.

Исходя из ресурсов исследования и возможностей исследователя, была сформирована выборка критериальным методом. Основным критерием, который лежал в основе отбора респондентов был критерий причастности (посредственной или опосредованной) к сфере высшего образования.

В целях исследования было важно получить выяснить существует ли в наше время тенденция формирования такой формы неравенства, как неравенство знаний и какое влияние на неё оказывает фактор доступности высшего образования в современном российском обществе. Помимо основного критерия отбора, который был указан выше, мы руководствовались такими критериями как: престижность вуза в России, наличие научной степени у респондента, причастность к преподавательскому процессу, учитывалась специфика характера получаемого образования.

В результате исследование было проведено на территории таких вузов Российской Федерации как РУДН, МГИМО, МПГУ им.Баумана, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГУНГ им. И.М. Губкина, МИРЭА, КФУ и МГУ им.М.В.Ломоносова.

Данные высшие учебные заведения имеют свои специфические особенности, связанные с системой пропускного режима и внутренней структурой помещений. Все посещения должны были быть обговорены заранее. Часть респондентов – это преподаватели, которые в перерыве между парами уделили время для участия в исследовании. Можно сказать, что при проведении интервью обстановка была «рабочей» и способствовала наиболее полному раскрытию темы, заявленной в исследовании. Вторая часть респондентов – это студенты и аспиранты. С большинством из них интервью проводилось в стенах университета, которые помогали настроиться на нужный лад.

Перед тем как начать интервью, необходимо было кратко очертить тематический круг нашего исследования для того, чтобы помочь респонденту войти в специфику темы. Интервью начиналось с приветственной речи, обращенной к респонденту и кратким обоснованием цели обращения к нему. Заранее уже была заявлена тема исследования и интересующие интервьюера аспекты. Можно отметить, что не все опрашиваемые могли быстро настроиться на запрашиваемый уровень дискуссии. Для этого им предлагались подводящие вопросы общего характера, способствующие пониманию особенностей темы исследования.

Однако, некоторые респонденты в середине интервью признавались, что вопросы, задаваемые им требуют отдельного осмысления, так как никогда ранее они не задумывались над подобными темами, касающимися сферы высшего образования в современном российском обществе. В связи с этим им были предложены альтернативные вопросы, соответствующие специфике исследования.

В конце интервью каждому опрашиваемому было предложено сделать некоторое резюме по поводу сказанного ранее, а также предположить, какие изменения в общественной жизни могут возникнуть, относительно изменений доступа к высшему образованию. Каждое интервью завершалось благодарственной фразой за принятие участия в исследовании. После беседы, если позволяло время, дискуссия на затронутые темы продолжалась, зачастую даже дольше самого времени, затраченного на интервью. Это свидетельствует о том, что тема, выбранная нами для исследования нашла живой отклик у большинства респондентов. Многие из опрашиваемых попросили поделиться с ними результатами исследования по окончанию анализа.

В приведенной ниже таблице представлена краткая характеристика, по значимым признакам, респондентов, которые составляют нашу выборочную совокупность. Каждому присвоено имя для удобства анализа и сохранения анонимности, ибо для многих респондентов анонимность была важным аспектом при даче интервью.

Номер респондента Имя Факультет, статус ВУЗ
  Диана геофизич,5курс КФУ
  Женя ИСАА,3курс МГУ
  Саша соц.,аспирант МГУ
  Настя соц.,5курс МГУ
  Юля юр., 3 курс МГИМО
  Лёня географ., 3 курс МГУ
  Дима истор., аспирант МГУ
  Алексей мех-мат.,препод. НИУ ВШЭ
  Аня биолог.,5 курс МГУ
  Светлана эконом., препод. РУДН
  Алсу геол., 5 курс РГУНГ
  Костя физ., 5 курс МГУ
  Саша инж., препод. МИРЭА
  Коля мех-мат,аспирант МГУ
  Катя географ., препод МГУ
  Даша эконом., магистр МГУ
  Елена философ.,препод МГУ
  Ирина физ-мат, препод МГУ
  Александра ВМК,4 курс МГУ
  Оля псих., 3 курс МГУ
  Владимир физ., препод МПГТУ
  Миша физ,геол., аспир МПГТУ,МГГУ
  Антон философ.,аспирант МГУ
  Ирина эконом.,препод РЭУ
  Максим физ., препод МГУ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: