Влияние доступа к высшему образованию на возникновение неравенства знаний в современном российском обществе.
Анализы результатов полученных в ходе исследования влияния доступности высшего образования на возникновение неравенства знания
Описание методики сбора первичной информации
На основе вышеизложенной теоретико-методологической и методической базы было проведено эмпирическое исследование. Материал, полученный по завершению проведения исследования, был проанализирован, результаты анализа зафиксированы.
Исходя из ресурсов исследования и возможностей исследователя, была сформирована выборка критериальным методом. Основным критерием, который лежал в основе отбора респондентов был критерий причастности (посредственной или опосредованной) к сфере высшего образования.
В целях исследования было важно получить выяснить существует ли в наше время тенденция формирования такой формы неравенства, как неравенство знаний и какое влияние на неё оказывает фактор доступности высшего образования в современном российском обществе. Помимо основного критерия отбора, который был указан выше, мы руководствовались такими критериями как: престижность вуза в России, наличие научной степени у респондента, причастность к преподавательскому процессу, учитывалась специфика характера получаемого образования.
|
|
В результате исследование было проведено на территории таких вузов Российской Федерации как РУДН, МГИМО, МПГУ им.Баумана, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РГУНГ им. И.М. Губкина, МИРЭА, КФУ и МГУ им.М.В.Ломоносова.
Данные высшие учебные заведения имеют свои специфические особенности, связанные с системой пропускного режима и внутренней структурой помещений. Все посещения должны были быть обговорены заранее. Часть респондентов – это преподаватели, которые в перерыве между парами уделили время для участия в исследовании. Можно сказать, что при проведении интервью обстановка была «рабочей» и способствовала наиболее полному раскрытию темы, заявленной в исследовании. Вторая часть респондентов – это студенты и аспиранты. С большинством из них интервью проводилось в стенах университета, которые помогали настроиться на нужный лад.
Перед тем как начать интервью, необходимо было кратко очертить тематический круг нашего исследования для того, чтобы помочь респонденту войти в специфику темы. Интервью начиналось с приветственной речи, обращенной к респонденту и кратким обоснованием цели обращения к нему. Заранее уже была заявлена тема исследования и интересующие интервьюера аспекты. Можно отметить, что не все опрашиваемые могли быстро настроиться на запрашиваемый уровень дискуссии. Для этого им предлагались подводящие вопросы общего характера, способствующие пониманию особенностей темы исследования.
|
|
Однако, некоторые респонденты в середине интервью признавались, что вопросы, задаваемые им требуют отдельного осмысления, так как никогда ранее они не задумывались над подобными темами, касающимися сферы высшего образования в современном российском обществе. В связи с этим им были предложены альтернативные вопросы, соответствующие специфике исследования.
В конце интервью каждому опрашиваемому было предложено сделать некоторое резюме по поводу сказанного ранее, а также предположить, какие изменения в общественной жизни могут возникнуть, относительно изменений доступа к высшему образованию. Каждое интервью завершалось благодарственной фразой за принятие участия в исследовании. После беседы, если позволяло время, дискуссия на затронутые темы продолжалась, зачастую даже дольше самого времени, затраченного на интервью. Это свидетельствует о том, что тема, выбранная нами для исследования нашла живой отклик у большинства респондентов. Многие из опрашиваемых попросили поделиться с ними результатами исследования по окончанию анализа.
В приведенной ниже таблице представлена краткая характеристика, по значимым признакам, респондентов, которые составляют нашу выборочную совокупность. Каждому присвоено имя для удобства анализа и сохранения анонимности, ибо для многих респондентов анонимность была важным аспектом при даче интервью.
Номер респондента | Имя | Факультет, статус | ВУЗ |
Диана | геофизич,5курс | КФУ | |
Женя | ИСАА,3курс | МГУ | |
Саша | соц.,аспирант | МГУ | |
Настя | соц.,5курс | МГУ | |
Юля | юр., 3 курс | МГИМО | |
Лёня | географ., 3 курс | МГУ | |
Дима | истор., аспирант | МГУ | |
Алексей | мех-мат.,препод. | НИУ ВШЭ | |
Аня | биолог.,5 курс | МГУ | |
Светлана | эконом., препод. | РУДН | |
Алсу | геол., 5 курс | РГУНГ | |
Костя | физ., 5 курс | МГУ | |
Саша | инж., препод. | МИРЭА | |
Коля | мех-мат,аспирант | МГУ | |
Катя | географ., препод | МГУ | |
Даша | эконом., магистр | МГУ | |
Елена | философ.,препод | МГУ | |
Ирина | физ-мат, препод | МГУ | |
Александра | ВМК,4 курс | МГУ | |
Оля | псих., 3 курс | МГУ | |
Владимир | физ., препод | МПГТУ | |
Миша | физ,геол., аспир | МПГТУ,МГГУ | |
Антон | философ.,аспирант | МГУ | |
Ирина | эконом.,препод | РЭУ | |
Максим | физ., препод | МГУ |