Henri Fayol

Тейлор и Файоль

  В идеях Тейлора и Файоля больше сходств, чем различий. И не удивительно, поскольку оба они принадлежат к одной школе менеджмента. И Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего развития у них инженерно-технических навыков в ущерб собственно управленческим. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше — организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Тейлор пришел к тому же выводу по иным причинам: инженеров учат общим принципам организации, хотя и недостаточно, но их совсем не учат управлять людьми. Выпускникам технических вузов нужна как минимум годичная стажировка на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить. Некоторые исследователи полагают, что Файоль, находясь на посту высшего руководителя, смотрел на администрацию сверху вниз, что давало ему более широкий обзор проблем управления. Тейлор же, будучи техническим специалистом, вынужден был взирать на руководство снизу вверх. Подобной позиции придерживается, в частности, Д.М.Гвишиани Но и Тейлор в конце своей карьеры занимал высшие руководящие посты. Он не был чужд широких взглядов на управление. Дело, видимо, в другом. Для Файоля руководитель — это прежде всего функционер. Хотя административные функции, согласно его подходу, существуют на любом уровне, даже у рабочих. Но чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность и власть, тем чаще руководитель выступает в роли администратора и функционера. Для Тейлора же руководитель никогда не был бюрократом, он всегда оставался «достигающим индивидом», человеком, способным принимать рискованные решения. Собственно говоря, понятие «бюрократия» — французского происхождения, оно выражает власть должностных лиц, но не предпринимателей или бизнесменов.

Анри Файоль

Henri Fayol

Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горнометаллургическом синдикате Commentry-Fourchamboult-Decazeville сначала в должности инженера, а затем (с тридцатилетнего возраста) - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые однако были приняты слишком поздно. Только когда ему было около семьдесяти, он опубликовал их, и они стали доступны широкой публике. Он написал технические заметки по горному делу и несколько предварительных статей об управлении. Однако лишь в 1916 в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован труд Файоля «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении, он часто переиздается отдельной книгой, а другие его работы известны мало.

Английский перевод этой книги появился под названием «General and Industrial Management». Он был выполнен Counstauce Storrs и впервые опубликован в 1949 г. Разгорелись настоящие дебаты по расширенному толкованию названия работы, в частности, над трактовкой французского слова «администрация», замененного термином «менеджмент». Эта замена аргументировалась тем, что хотя Файоль и был связан только с управлением в промышленности, он в своем собственном предисловии писал, что: «Менеджмент играет чрезвычайно важную роль в управлении предпринимательством, причем любым предпринимательством: малым или большим, в промышленной, торговой, политической, религиозной или любой другой сферах». Действительно, в последние годы своей жизни он изучал проблемы государственной сферы общественных услуг, а также читал лекции в Высшей Школе Военного Министерства. Таким образом, можно признать, что его цель состояла в том, чтобы приступить к проведению теоретического анализа, охватывающего большое количество различных организаций.

Файоль полагает, что: «Любая деятельность, которая приводит предпринимателей в промышленности к успеху, может быть разбита на следующие группы:

1. Техническая деятельность (производство, обработка, применение).

2. Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

3. Финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала).

4. Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).

5. Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).

6. Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности, или их существенные функции».

Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой организации. Однако, напрашивается банальный вопрос: что есть менеджмент (управление)? Является ли управление чем-то таким, что могло бы быть идентифицированно и существовать самостоятельно, или это всего лишь слово, этикетка, которая не имеет сущности?

Ответ Файоля был уникальным для того времени. Сердцевиной его вклада в теорию менеджмента, стало его определение менеджмента, которое включает в себя пять элементов:

1. Предвидение и планирование (по-французски «прозорливость»): «изучение будущего и набросок плана действия».

2. Организация: «выстраивание структуры предпринимательства, как материальной, так и по людям».

3. Распорядительство: «поддержание активности среди персонала».

4. Координирование: «работать вместе, тесно связанными, объединив усилия и гармонически действуя».

5. Контроль: «наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и сделанными распоряжениями».

По предоставлению Файоля, управление означает взгляд вперед, который делает процесс предвидения и планирования центральным в предпринимательской деятельности. Менеджер должен «оценивать будущее и предвидеть его». Для эффективного функционирования организация нуждается в плане, который обладает характеристиками: «единством, неразрывностью, гибкостью и точностью». Проблема планирования управление должно разрешать так:

1. Придать уверенность в том, что задачи каждой части организации прочно спаяны вместе (единство);

2. Использовать как краткосрочное, так и долгосрочное предвидение (неразрывность);

3. Обладать возможностью адаптировать план в свете изменяющихся обстоятельств (гибкость);

4. Пытаться точно предсказать направления действия (точность).

Сущность планирования состоит в том, чтобы представить возможность оптимального использования ресурсов. Интересно, что Файоль в 1916 году аргументировал необходимость разработки правительством национального плана Франции.

Организовать - означает «выстраивать структуру предпринимательства как материальную, так и по людям». Задача управления состоит в том, чтобы создать такую структуру, которая даст возможность организации максимально эффективно осуществлять свою деятельность. Структура должна обеспечить своевременную разработку и выполнение планов, единство распоряжения и указания, ясное определение ответственности, точное решение, поддержанное эффективной системой отбора и обучения менеджеров.

Третий элемент системы Файоля логически следует за первыми двумя. Организация должна начинаться с плана, определения ее целей. Затем должна быть построена организационная структура, соответствующая достижению этих целей. Путем распоряжения, поддерживающего активность среди персонала, организация должна быть вовлечена в движение. Благодаря возможности отдавать распоряжения, менеджер получает наилучшее из возможных выполнение от подчиненных. Это может быть сделано посредством примера, знания о деле, знание о подчиненных, непрерывного контакта с персоналом, а также посредством поддержания широкого взляда на управляющие функции. Таким способом менеджер поддерживает высокий уровень активности, раскрывая представление о миссии организации.

Распоряжение относится к взаимоотношениям между менеджером и подчиненными в рамках выполнения непосредственной задачи. Однако организации обладают разнообразным спектром задач для выполнения, поэтому становится необходимой координация усилий - «спаянность вместе, единство и гармония всей деятельности и усилий». Здесь очень важно, чтобы усилия одного подразделения были взаимосвязаны с усилиями других подразделений, а также сохранялась тенденция дальнейшего продвижения к осуществлению целей организации. Это может быть достигнуто только путем постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч менеджера с подчиненными.

И, наконец, контроль, - логически конечный элемент, который осуществляет проверку того, насколько хорошо выполняется другие четыре элемента: «наблюдать за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и отданными распоряжениями». Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен осуществляться быстро. Также следует предусмотреть систему штрафных санкций. Наилучший способ обеспечения такого контроля заключается в том, чтобы отделить все функции, связанные с проверкой, от функций производственных и других отделов, чью работу необходимо проверить. Файоль полагается на независимый, беспристрастный отдел контроля.

Файоль использовал эту классификацию для разделения на способы администрирования или управления. Поэтому, вероятно, что когда он написал «доктрина администрирования», он подразумевал не только вышеупомянутую теорию, но и дополнение теоретического анализа опытом с целью формирования доктрины хорошего управления. Он суммировал уроки своего собственного опыта в перечне Основных принципов менеджмента. Это его собственные правила, и он не считал их универсальными и неизменными. Тем не менее, большинство из них стали частью ноу-хау теории менеджмента, а многие из них считаются фундаментальными принципами. Файоль описал следующие четырнадцать принципов:

1. Разделение работы: специализация позволяет индивидууму быть более квалифицированным и поэтому быть более продуктивными.

2. Власть: право отдавать распоряжения и одновременно необходимость принятия на себя ответственности, равнозначной данному праву.

3. Дисциплина: которая является двухсторонней, сотрудники должны следовать только тем распоряжением менеджера, при которых обеспечивается хорошее руководство.

4. Единство команд: в противовес концепции функциональной власти Тейлора, Файоль был совершенно уверен, что каждый работник должен подчиняться лишь одному руководителю, чтобы не допускать конфликта при распоряжении. Этот принцип, провозглашенный Файолем, нашел много приверженцев среди менеджеров.

5. Единство направления действий: люди, занятые в одних и тех же сферах деятельности, должны обладать одинаковыми и целями при выполнении единого плана.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим интересам: управление должно видеть, что цели фирмы всегда первостепенны.

7. Вознаграждение: зарплата представляет собой важный стимул, хотя, анализируя ряд систем стимулирования, Файоль отметил, что совершенной системы стимулирования не существует.

8. Централизация или децентрализация: и вновь ответ зависит от условий бизнеса и квалификации занятого персонала.

9. Скалярная цепочка: иерархия необходима для единства направления действия, но горизонтальные связи также являются основополагающими, поскольку высшее руководство знает, что такие коммуникации имеют место.

10. Порядок: как материальный порядок, так и социальный порядок необходимы. Первый из них минимизирует потери рабочего времени и обеспечивает рациональное использование материалов, второй достигается посредством организации дела и отбора персонала.

11. Справедливость: при осуществлении деятельности необходимо «соединение доброты и справедливости» в обращении с сотрудниками, если только справедливость может быть достигнута.

12. Стабильность пребывания в должности: это в значительной мере зависит от времени и расходов, затраченных на обучение хорошему менеджменту. Файоль полагает, что успешный бизнес склонен иметь более стабильные управленческие кадры.

13. Инициатива: предоставление возможности всему персоналу демонстрировать свою активность (инициативу) является источником силы этой организации, даже если это может повлечь за собой возникновение «жертв тщеславия» среди части управляющих.

14. Дух корпорации: менеджер должен воспитывать высокий дух нравственности у своих сотрудников и, цитируя Файоля, «необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без пробуждения возможной зависти и нарушения гармонии отношений».

Заслуга Файоля в этой области связана не только с провозглашенными им принципами управления, хотя они не теряют своей актуальности до сих пор, сколько с его определением менеджмента. Он является самым ранним известным исследователем, давшим теоретический анализ управленческой деятельности - анализ, который выдержал полувековую критическую дискуссию. Лишь немногие авторы не находились позже под влиянием этого анализа, а его пять принципов обеспечили возникновение системы понятий, с помощью которой менеджеры могут пояснить свои идеи о том, чем им в действительности приходится заниматься.

Библиография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: