Необходимость слушать очевидна, однако делать это внимательно трудно, особенно в условиях напряженной дискуссии. Слушая, вы получаете возможность понимать их восприятие, ощущать их эмоции и слышать то, что вам пытаются втолковать.
Говорите так, чтобы вас поняли
Обращайтесь к другой стороне. Иногда можно позабыть, что переговоры -- это не дебаты. Как и не судебный процесс. Вы не пытаетесь переубедить какую-то третью сторону. Человек, которого вы стараетесь переубедить, сидит с вами за столом.
Говорите о себе, а не о них
Во многих случаях каждая сторона тратит на переговоры много времени, объясняя и порицая мотивы и намерения другой. Тем не менее более убедительным является описание проблемы, как она видится вам, а не в зависимости от того, что они сделали или почему.
Говорите ради достижения цели
Иногда проблема возникает не из-за недостатка общения, а поскольку его слишком много.
Предварительные действия облегчают работу
Описанные выше приемы, несомненно, помогут вам справиться с возникающими на переговорах трудностями восприятия, общения и эмоции. И все же самое разумное -- это заранее предупредить возникновение этих трудностей, которые несет в себе "человеческий фактор" на переговорах.
|
|
Построение работающих отношений
Если вы знаете участников переговоров лично, это действительно может помочь решению дела. Гораздо легче приписывать дьявольские намерения неизвестной абстракции под названием "другая сторона", чем кому-то, с кем вы лично знакомы.