Способы антимонопольного регулирования экономики

Стремление крупных капиталистических объединений полностью захватить рынок встретило мелких и средних предпринимателей, широких слоев населения, что потребовало вмешательства государства. В США, а затем в других странах было введено антимонопольное законодательство, которое поставило определенные преграды монополистическому захвату рынков.

Больше внимания стало уделяться проблемам роста эффективности производства и динамики потребительских цен. Возобладал подход, что важны не уровень и не размеры корпорации сами по себе, а их последствия для потребителей. Было осознано, что далеко не всегда появление большого числа мелких фирм — благо для потребителей. Как следствие этого — государство стало более терпимым в отношении слияний и поглощений крупных корпораций. В то же самое время была признана неэффективность регулирования естественной монополии.

Первоначально идея государственного регулирования естественной монополии заключалась в том, чтобы воспользоваться низкими издержками производства, которых достигают крупные фирмы, однако избежать сокращения производства и завышения цен, связанных с монополией. Чтобы оправдать государственное вмешательство, был выделен ряд отраслей, чья продукция именовалась общественными благами: транспорт, энергетика, связь, радио, телевидение и др. Соответствующие компании либо переходили в собственность государства, либо их деятельность регулировалась специальными государственными комиссиями.

В нашей стране на данном этапе времени были изданы указы о запрещении монополизировать фирмы и предприятия по средствам тайного сговора, об изъятии товара, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен и т. д.

За несоблюдение антимонопольного законодательства с лиц взимаются штрафы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: