Виды конкуренции. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового)


Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и
покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот
тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о
рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь
рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена,
технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны,
продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода
«рыночного» перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то
же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют
мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- большое количество мелких продавцов и покупателей,
- продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления
покупки,
- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под
влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
- полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено
выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная
конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей
степени стремиться. Но все- таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под
критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь
количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы» что за редким исключением ни один человек или
группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем
товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на
рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой –«биржевой» - формы организации (товарная
биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки
производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у
производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических
усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность
труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме - новатору больший доход.
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка.
Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг,
так и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика
стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы
реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности
покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.15
Теория совершенно конкурентного рынка может без всяких изменений применяться для отдельных реально действующих отраслей
либо служить основой для выявления закономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотрении поведения
фирмы в условиях совершенной конкуренции нужно исходить из двух основополагающих предположений:
1) объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в (сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких
пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;
2) отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является свободной для входа и выхода. Это означает, что любая
фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и
выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.
Из первого предположения вытекает, что кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна, т. е. спрос на продукцию отдельной
фирмы абсолютно эластичен. Такой вид кривой спроса вовсе не означает, что фирма может продавать любое количество товара при
данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо принимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства
фирма не окажет влияния на цену товара.
Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как
и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и
выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену
производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых
конкурентами. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим
товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть
ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.
Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но
более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят
товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно несхожие, чтобы производитель каждого
товара имел возможность менять цену своего товара.
Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных
положениях:
1. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли,
поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет
фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
2. Имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде
экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль, то в
отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос
покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы
переместиться. Наконец, наступит такой момент, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм
прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном
периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т. е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних
суммарных издержек.
3. В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с Другом фирм, так что каждая отдельная фирма проводит
собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.
Как показывает практика, третье условие монополистической конкуренции часто не выполняется. Во многих отраслях США,
например, имеется небольшое число (от 3 до 12) доминирующих фирм, которые определяют политику цен. Но вместе с тем в
отрасли присутствует все же достаточное количество конкурентов, поэтому кривая суммарного спроса доминирующих фирм не может
расцениваться как кривая спроса отрасли. Такая рыночная структура носит название «олигополии», и мы ее рассмотрим ниже.19
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для
описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок
новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность
преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских
товаров.
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них необходимость значительных
капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую
конкуренцию, ибо последняя является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты
сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в
условиях совершенной конкуренции, «олигополусы» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходен во, качество и
надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу,
экономический шпионаж.
Характерная особенность олигополистического рынка зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно
сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли Производители договариваются и
сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка –«картельное соглашение».
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены
на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в
общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение
производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует
весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно
мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата
части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же
законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их вести
тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться
как через особую экономическую политика олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании»,
так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).
Жесткость цен - так называется практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек или спроса,
определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за
ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».
Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены,
установленные лидером - чаще всего доминирующей в данной отрасли на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует
своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано
Патентные пулы - это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум - объединение фирм с целью
проведения общих научных исследований, совместному строительству крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации
выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка
Для олигополии характерны три признака:
- в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
- кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
- в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию
конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в
конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены
меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен
обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса
заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения
спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем
производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками - нужно менять и печатать новые
прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном
уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.
Способность удерживать цены в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство,
они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса.
Согласно закону уменьшающейся отдачи, если один из факторов производства (капитал) остается неизменным (напомним, что мы
рассматриваем краткосрочный период), то по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора (труда),
средние переменные издержки начинают падать. Затем они достигают своего минимума, и если не прекратить привлечение новых
единиц труда, то они начнут возрастать. Но это верно, если мы считаем капитал как нечто неделимое.
Таким образом, используя делимые фиксированные факторы производства, фирма-олигополист может на определенном интервале
выпуска продукции сохранять неизменным отношение работающих единиц труда и капитала. В этом случае и средние переменные, и
предельные издержки не меняются.
Обычно на основе изучения рынка фирмы определяют свою нормальную кривую спроса, которая отражает, какой объем товара в
среднем они могут реализовать на рынке при каждой цене. Зная потенциальный спрос, они устанавливают оборудование с учетом
его ожидаемых вариаций. «Нормальная» кривая спроса используется для определения первоначальной «нормальной» цены товара.
Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, необходимо знать ответную реакцию конкурентов на
возможное изменение цен олигополистом. Поскольку их действия не поддаются детерминированию, создать единую теорию поведения
фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде пока не удается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: