Вопросы по дисциплине «Биология»

  1. а) Карегла­зый мужчина женился на голубоглазой женщине. Оба ре­бенка у них были кареглазыми. Определите генотипы всех членов семьи. (Известно, что у человека ген, определяю­щий карий цвет глаз, доминирует над геном, определяю­щим голубой цвет глаз.) б) Дети выросли. Один женился на голубоглазой женщине, другой — на кареглазой. Какой цвет глаз могут иметь внуки каждого из этих браков? Решение задачи запишите в виде схемы со всеми необ­ходимыми обозначениями.
  2. Антропогенный фактор как экологический фактор.
  3. Биологический прогресс и регресс. Главные направления эволюции органического мира.
  4. Биомасса поверхности суши, мирового океана, почвы.
  5. Биомасса. Причины не равномерного распределения биомассы на Земле. Влияние деятельности человека на биомассу.
  6. Биосфера, её границы.
  7. Борьба за существование, её формы, примеры.

8. Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность, полимерия).

9. Взаимодействие неаллельных генов (рецессивный и доминантный эпистаз).

  1. Взаимосвязи в биогеоценозах. Пищевые связи в биогеоценозах. Правило экологической пирамиды.
  2. Вид, его критерии и структура. Популяция – форма существования вида.
  3. Возникновение жизни на Земле. Сущность гипотезы А.И.Опарина
  4. Ген комолости (безрогости) у крупного рогатого скота доминирует над геном рогатости. Какое потомство (F1) можно ожидать от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами? Каким будет потомство F2 от скрещивания между собой таких гибридов? Какие телята могут родиться от скрещивания комолого быка из поколения F2 с гибридной коровой из поколения F1? А от скрещивания между собой двух рогатых особей поколения F2?
  5. Ген черной масти крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство (F1) получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Каким будет потомство F2 от скрещивания между собой таких гибридов? Какие телята родятся от красного быка и гибридных коров из F1?

15. Генетика пола.

  1. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя. Цитологические основы наследования. Гипотеза «чистоты гамет».
  2. Движущие силы антропогенеза. Причины сходства и различия человека и человекоподобных обезьян.
  3. Движущие силы эволюции человека.
  4. Дигибридное скрещивание. III – закон Менделя. Цитологические основы наследования и условия выполнения.
  5. Доказательства происхождения человека от животных.
  6. Естественный отбор – основная движущая сила эволюции органического мира. Виды естественного отбора.
  7. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл. Характеристика интерфазы.
  8. Задачи современной селекции. Селекция растений, её методы. Работы И. В. Мичурина по выведению новых сортов растений.
  9. История развития цитологии. Основные положения клеточной теории.
  10. Какими будут котята от скрещивания че­репаховой кошки с черным котом? черепаховой кошки с рыжим котом? Для решения этих задач вам надо знать, что ген черной и рыжей масти находится в Х-хромосоме (признак цвета сцеплен с полом), что ни один из них не доминирует над другим, что при наличии обоих генов в Х-хромосоме окраска получается пятнистой, т. е. черепаховой)?
  11. Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщи­не, которая была левшой. Определите, каких детей сле­дует ожидать в этой семье, если известно, что доминирую­щими являются ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно?
  12. Краткий исторический очерк развития жизни на Земле.
  13. Круговорот азота в природе.
  14. Круговорот воды и углерода в биосфере.
  15. Круговорот серы, фосфора в биосфере.
  16. Макроэволюция. Ее дивергентный характер. Доказательства макроэволюции.
  17. Мать со II группой крови имеет ребенка с I группой крови. Установите возможные группы крови отца.
  18. Мейоз, характеристика стадий, значение.
  19. Мембранные органоиды (митохондрии, пластиды), их строение и их значение.
  20. Мембранные органоиды (ЭПС, К.Гольджи, лизосомы), их строение и их значение.
  21. Микроэволюция. Ее дивергентный характер. Способы видообразования.
  22. Модификационная изменчивость. Её характеристика.

38. Наследование, сцепленное с полом.

  1. Наследственная слепота у людей может быть двух видов и каждая определяется своим рецессивным геном. Какова вероятность того, что ребенок ро­дится слепым, если мать «отец его оба страдают од­ним и тем же видом наследственной слепоты? А если различными? Почему необходимо тщательно следить за тем, чтобы между вступающими в брак не было даже отдаленного родства?
  2. Наследственность и изменчивость. Виды изменчивости. Мутационная изменчивость. Виды мутаций. Мутагенные факторы.
  3. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. Особенности строение и жизнедеятельности.
  4. Немембранные органоиды, их строение и их значение.
  5. Неполное доминирование. Его цитологические основы. Анализирующее скрещивание.
  6. Нуклеиновые кислоты, их значение. Строение ДНК. Редупликация ДНК.
  7. Обмен веществ и энергии в клетке. АТФ – универсальное энергетическое вещество. Этапы энергетического обмена.
  8. Онтогенез. Характеристика эмбрионального периода онтогенеза.
  9. Особенности методов изучения наследственности человека. Наследственные заболевания человека их причины и профилактика.
  10. От брака светловолосой и светлоглазой женщины с темноволосым и темноглазым мужчиной родилось двое детей: один из них темноглазый и светловолосый сын, другой — светлоглазый, но темноволосый. Опре­делите генотип всей семьи.
  11. Отец и сын — дальтоники. Мать различает цвета нормально. Можно ли сказать, что сын унаследовал свой недостаток зрения от отца?
  12. Пластический обмен. Свойства генетического кода. Биосинтез белка, характеристика его стадий.
  13. Постэмбриональное развитие. Значение метаморфоза.
  14. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Основные положения учения. Движущие силы эволюции органического мира.
  15. Раннеспелый сорт нормального роста скрещивали с позднеспелым сортом гигантского роста. Определите, какими будут гибриды первого поколения. Каким окажется потомство от скрещивании гибридов меж­ду собой по генотипу и фенотипу, а также их количественное соотношение? (Ген, определяющий раннюю спе­лость овса, доминирует над геном, определяющим позднюю спелость; ген нормального роста доминирует над геном гигантского роста.)
  16. Рецессивный ген гемофилии (несвертываемости крови) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать ее в этом отношении здорова и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и до­чери не будут вступать в брак с носителями гена гемофилии)?
  17. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в брак носителями гена дальтонизма)?
  18. Родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей?
  19. Селекция животных и микроорганизмов. Методы селекции. Биотехнология и генная инженерия.
  20. Смена биогеоценоза.
  21. Сравнение митоза и мейоза.
  22. Сравнение овогенеза и сперматогенеза.
  23. Сравнение прокариотической и эукариотической клеток.
  24. Сравнительная характеристика экологического и географического видообразования.
  25. Строение клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра. Их значение в жизнедеятельности клетки.
  26. Строение прокариотической клетки на примере бактерий. Виды бактерий. Обмен веществ у бактерий.
  27. Структура биогеоценоза.
  28. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.
  29. У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой всегда дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной особи с узколистной возникает растение с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины? Что получится, если скрестить узколистное растение с растением, имеющим листья промежуточной ширины?
  30. У мальчика I группа крови, у его сестры - IV. Определите группы крови их родителей.
  31. У матери I группа крови, у отца III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери.
  32. У томатов ген, обусловливающий нормальный рост, доминирует над геном карликовости. Какого роста будут потомки F1 от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми? Какое потомство F2 следует ожидать от скрещивания только что упомянутых гибридов? Какой результат дает возвратное скрещивание представителей F1 с карликовой родительской формой?
  33. У человека катаракта и полидактилия (многопалость} вызываются доминантными аллелями двух генов, располагающихся в одной и той же хромосоме. Жена унаследовала ген катаракты от отца и ген многопалости от матери. Муж по этим признакам нормален. Будет ли их ребенок страдать обеими аномалиями? Только одной из них? Будет ли ребенок вполне нормальным? Изменится ответ, если принять во внимание явление перекрестка?
  34. Факторы эволюции органического мира.
  35. Формы размножения организмов. Строение и значение гамет. Строение и значение хромосом.
  36. Фотосинтез, как пластический обмен растительной клетки. Характеристика световой и темновой фаз.
  37. Характеристика абиотических факторов.
  38. Характеристика биотических факторов экологии.
  39. Характеристика стадий и значение митоза.
  40. Химический состав клетки. Неорганические вещества. Содержание химических элементов в клетке, их значение. Роль воды в жизнедеятельности клетки.
  41. Химический состав клетки. Органические вещества. Белки их строение и биологическое значение.
  42. Химический состав клетки. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. Строение, свойства, биологическое значение и виды РНК.
  43. Химический состав клетки. Органические вещества. Углеводы и липиды. Их строение и биологическое значение.
  44. Химический состав клетки. Органические вещества. Ферменты их строение, свойства и биологическое значение.
  45. Хромосомная теория наследственности. Хромосомные болезни.
  46. Цитологические основы формирования пола у человека. Наследование гемофилии и дальтонизма.
  47. Эволюционные представления в додарвиновский период.
  48. Экологические системы: популяция, биогеоценоз и агроценоз.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: