План
1. Каково бюджетное устройство РФ?.............................................................2
2. Что такое межбюджетные отношения, бюджетный федерализм?........5
3. Как формируются фонды финансовой поддержки на разных уровнях?.................................................................................................................6
4. Какие формы финансовой поддержки регионов Вы знаете? В чем смысл каждой из этих форм?.............................................................................7
5. Каковы основные проблемы межбюджетных отношений? Каков выход из этих ситуаций?.................................................................................................9
Литература……………………………………………………………………….12
Каково бюджетное устройство РФ?
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими, своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование медицины, социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства сплательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т. е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами доводу формирования и расходования бюджетных средств.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры,
здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами‚ решение жилищной проблемы.
Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося
рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный
бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для
расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства.
В целях планирования, учета исполнения и анализа множества финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, и оценки воздействия государственных финансов на экономику страны, состояние финансов и платежный баланс эти операции нуждаются в объединении в однородные группы на основе классификаторов, позволяющих агрегировать их в определенной экономической системе.
В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящих из них.
Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Исходя из изложенного, основные категории государственных
финансов могут быть представлены в виде следующей схемы:
1. Доходы и полученные официальные трансферты
1.1.Доходы
1.1.1.Текущие доходы
1.1.1.1.Налоговые поступления
1.1.1.2. Неналоговые поступления
1.1.2. Доходы от операций с капиталом
1.2. Полученные официальные трансферты
1.2.1.Текущие
1.2.2. Капитальные
2. Расходы и кредитование минус погашение
2.1.Расходы
2.1.1.Текущие
2.1.2.Капитальные
2.2.Кредитование минус погашение
2.2.1.Валовое кредитование других секторов
2.2.2.Погашение кредитов, предоставленных другим секторам
3. Дефицит или превышение доходов над расходами (п. 1 — п. 2)
4. Финансирование дефицита (п. 4.2 — п. 4.1 + п. 4.4 — п. 4.3 + п. 4.5)
4.1. Финансовые активы, приобретенные государством в целях управления ликвидностью
4.2. Поступления от продажи финансовых активов, приобретенных государством в целях управления ликвидностью
4.3. Платежи по обязательствам сектора государственного управления (погашение долгов государством)
4.4. Принятие обязательств сектором государственного управления (государственное заимствование)
4.5. Изменение остатков наличных денежных средств (денежной массы
и депозитов)
5. Государственный долг