Каковы основные проблемы межбюджетных отношений? Каков выход из этих ситуаций?

В последние годы все чаще приходится слышать о регионах донорах и регионах- реципиентах. Понятия эти ни юридически, ни экономически пока не сформулированы. Как правило к донорам относят тех, кто не получает трансферты из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

Взгляд на регионы сквозь, призму донорства искажает реальное содержание финансовых взаимоотношений центра и регионов, таит в себе опасность противопоставления одних субъектов Федерации другим, опасность перетягивания бюджетного одеяла.

Финансовые отношения между центром и субъектами Федерации не должны заслонять того факта, что центр и субъекты представляют Российскую Федерацию в целом и в ее единстве. Поэтому, различая интересы центра и субъектов Федерации, не следует их противопоставлять сталкивать друг сдругом. Это одна из важнейших задач экономической политики.

Задачей субъектов Федерации и их общей целью должно быть достижение того, чтобы центр проводил политику именно в интересах всего государства, всех российских регионов. Иногда то, что соответствует интересам государства в целом, может не соответствовать интересам отдельных конкретных субъектов Федерации. Например, это касается перераспределения финансовых ресурсов от так называемых регионов-доноров к регионам с более тяжелым финансовым положением, которое вызвано зачастую структурными факторами, наличием неконкурентных в настоящее время предприятий ВПК, более низким исходным уровнем развития рыночной инфраструктуры, большим удельным весом малообеспеченных слоев населения. То же самое относится к необходимости централизации в федеральном бюджете в интересах всех субъектов Федерации доходов от внешнеэкономической деятельности,акцизов на нефть и газ, другие монопольные по производству и рентосодержащие виды продукции.

Из обозначенных выше положений следует ряд конкретных выводов:
- если посмотреть на межбюджетные отношения не с формально юридической стороны, то окажется, что трансферты, дотации, субвенциифедерального бюджета предназначены вовсе не субъекту Федерации, а людям, конкретным слоям населения: ветеранам, пенсионерам, многодетным семьям, нуждающимся в лечебной и материальной помощи;

- если из территорий и регионов идут финансовые потоки, а из федерального бюджета направляются ассигнования территориям и регионам, то это нужно рассматривать как нормальную практикуобмена веществ в едином государственном организме, а не просто как встречные потоки между органами власти, которые некоторые руководители хотели бы свести к минимуму, т. е. вытолкнуть центр со своей территории;

- финансовые взаимоотношения центра и субъектов Федерации нельзя трактовать как отношения между налогоплательщиками (субъектами Федерации). Субъекты Федерации не были и не являются налогоплательщиками, ими были, есть и будут только юридические и физические лица. Поэтому, строго говоря, в России нет ни регионов-доноров, ни регионов-реципиентов, а есть регионы с разными бюджетными потенциалами и разной степенью их сбалансированности, если оценивать ее на основе единых социально-экономических нормативов и стандартов, которые должны действовать в одном государстве, имеющем общее экономическое, финансовое и социальное пространство.

Преодоление взглядов на регионы как на налогоплательщиков позволит на деде обеспечить выравнивание бюджетных и налоговых прав субъектов Федерации.

Литература

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента /Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Димари Р. Финансы и предпринимательство. – Ярославль: Периодика, 1993.

3. Маслеченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Кн.2: Технологический уклад кредитования. – М.: Перспектива, 1996.

4. Ставровский Е.С., Кукукина И.Г. Оценка привлекательности инвестиционных проектов: Учеб. пособие. – Иваново: Иваново, 1997.

5. Финансы, денежное обращение и кредит./ Под ред. Сенчагова В.К. М.: «Проспект», 2004.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: