Варианты контрольных работ по естествознанию
Вариант 1
1. Заполнить таблицу «Ткани высших растений».
Название ткани | Функции | Пример |
2. Подцарство настоящие водоросли. Общая характеристика:
- определение, распространение;
- строение;
- размножение;
- образ жизни;
- тип питания;
- значение.
3. Растения тундры и их адаптивные особенности.
Вариант 2
1. Описать и зарисовать чередование поколений кукушкина льна.
2. Отдел голосеменные. Дать общую характеристику по плану:
- распространение и многообразие;
- жизненные формы;
- голосемянность;
- размножение, чередование поколений (спорофит, гаметофит);
- значение.
3. Растительный мир широколиственных лесов.
Вариант 3
1. Заполнить таблицу «Ткани стебля древесного растения».
Часть стебля (на поперечном разрезе) | Ткани | Функции |
2. Отдел лишайники. Дать общую характеристику по плану:
- особенности симбиотического организма;
- распространение;
- строение тела, анатомическое строение;
|
|
- питание;
- группы лишайников по их внешнему строению;
- размножение;
- значение.
3. лес как растительное сообщество. Дать характеристику по плану:
- определение, типы лесов;
- жизненные формы растений леса;
- типичные виды сообщества (еловые леса);
- структура растительного сообщества (ярусность);
- влияние леса на окружающую среду;
- значение.
Вариант 4
1. Строение плодов (сделать схематический рисунок с обозначениями). Составить схему или таблицу, отражающую классификацию плодов.
2. Заполнить таблицу «Основные признаки некоторых семейств класса двудольные»: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.
Семейство | Формула цветка | Плод | Соцветие | Пример |
3. Растительный мир степей. Адаптация растений степней.
Вариант 5
1. Описать и зарисовать чередование поколений папоротников.
2. Подцарство бактерии. Дать общую характеристику по плану:
- распространение;
- особенности, позволяющие выжить;
- группы бактерий в зависимости от формы клетки;
- питание, способы питания;
- размножение;
- значение.
3. Луг как растительное сообщество. Дать характеристику по плану:
- определение;
- структура луга;
- типы лугов;
- ценные, сорные, ядовитые и лекарственные представители луга;
- значение лугов.
Вариант 6
1. Описать строение семян и сделать схематический рисунок различных типов семян, обозначить их части.
2. Отдел моховидные. Дать общую характеристику по плану:
- распространение;
- представители;
- морфология мхов;
- питание мхов;
- цикл развития (схематический рисунок);
|
|
- гаметофит, спорофит (чем представлены);
- роль в биосфере;
- практическое значение.
3. Растительность агробиоценоза «Огород». План:
- особенности искусственных фитоценозов;
- понятие об огороде (даче);
- флористический состав культурных растений;
- жизненные формы культурных и сорных растений;
- морфологические особенности культурных растений;
- способы размножения культурных растений.
Вариант 7
1. Зарисовать и описать строение растительной клетки.
2. Дать общую характеристику отделу «покрытосеменные растения» по плану:
- происхождение;
- распространение;
- разнообразие размеров;
- особенности покрытосеменных;
- классификация;
- особенности классов;
- подклассы однодольных и двудольных.
3. Растительный мир смешанных лесов. Адаптация светолюбивых и теневыносливых растений.
Вариант 8
1. Зарисовать и описать оплодотворение голосеменных на примере сосны обыкновенной.
2. Класс однодольные. Дать общую характеристику по плану:
- особенности внешнего строения (корень, лист, семя);
- особенности анатомического строения;
- цветок, соцветие, плод, семя;
- классификация и представители;
- распространение;
- значение.
3. Растительный мир пустынь и полупустынь. Адаптации, направленные на уменьшение расхода воды.
Вариант 9
1. Описать взаимное расположение тканей в корневом окончании. Сделать схематический рисунок продольного кончика корня с обозначениями.
2. Подцарство Цианеи (сине-зеленые водоросли). Дать общую характеристику по плану:
- распространение;
- строение клетки;
- размножение;
- способы питания;
- пигменты цианей;
- особенности, позволяющие существование в экстремальных условиях;
- значение.
3. Описать видовой состав водных и прибрежных растений, их адаптивные особенности.
Вариант 10
1. Описать строение почки. Сделать схематический рисунок продольного среза вегетативной почки. Обозначить взаимное расположение тканей и частей почки.
2. Царство грибы. Дать общую характеристику по плану:
- определение, особенности строения;
- распространение;
- тип питания;
- размножение;
- классификация;
-значение.
3. Растительный мир тайги. Световые адаптации тенелюбивых и теневыносливых растений.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по естествознанию (ботанике) для ОЗО 3 курса.
Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Вопросы контрольной работы имеют профессиональную направленность, так как отражают тематику курса «Естествознание» в начальной школе. Все вопросы контрольной работы соответствуют требованиям Госстандарта.
Выполнение контрольной работы необходимо начинать с титульного листа. Далее необходимо представить план (включаем все вопросы контрольной работы).
Контрольная работа включает три вопроса. Первый вопрос имеет практическую направленность и требует знаний расположения тканей в вегетативных и генеративных органах растений. Обязательно оформление схематического рисунка или таблицы.
Второй вопрос требует от студентов знаний систематики растений. Предлагается план ответа, который включает:
- распространение;
- строение;
- размножение;
- значение.
Необходимо описать особенности данной систематической группы растений.
Третий вопрос связан с характеристикой природного сообщества или природной зоны России. Предлагается обратить внимание на адаптивные особенности с целью умения объяснить, почему именно данные виды обитают в данной местности (растительном сообществе или природной среде). При раскрытии третьего вопроса помогут методические пособия «Экскурсии по природным зонам России», книга В.В.Петрова «Растительный мир нашей Родины» и др.
|
|
Завершив ответы на предложенные в контрольной работе вопросы следует представить список используемой литературы.
Далее предлагается примерное оформление нулевого варианта контрольной работы.
Вариант 0
1. Описать взаимное расположение тканей в стебле многолетнего лиственного растения на примере стебля липы. Сделать рисунок поперечного среза, отражающий взаимное расположение тканей. Сделать обозначения.
2. Дать общую характеристику класса зигомицеты по плану:
- особенности;
- распространение;
- строение;
- тип питания;
- размножение;
- жизненный цикл мукора;
- значение.
3. Дать общую характеристику зоне арктических пустынь. Адаптация к низким температурам.
При ответе на первый вопрос необходимо обратить внимание на то, что в центре стебля расположена запасающая ткань, формируя сердцевину. Далее закладывается древесина, которую от коры отделяет камбий - вторичная меристема.
Следует остановиться на особенностях строения древесины многолетнего древесного растения и описать функции камбия. Далее необходимо обратить внимание на вопрос о росте стебля в толщину. Переходя к описанию покровной ткани, следует показать особенности расположения тканей и их функции в первичной и вторичной коре на примере стебля липы. Обязательно схематичное оформление рисунка с обозначениями.
При ответе на второй вопрос следует придерживаться плана.
Особенности грибов, сочетающие признаки растений:
- неподвижны;
- имеют неограниченный верхушечный рост;
- имеют клеточную оболочку;
- синтезируют витамины;
Признаки, роднящие грибы с животными:
- гетеротрофное питание;
- в клетках запасают гликоген;
- в клетках отсутствует хлорофилл;
- продуктом обмена веществ является мочевина.
Строение зигомицетов подтвердить рисунком.
Третий вопрос является теоретическим. Ответить на него помогут методические пособия: «Экскурсии по природным зонам России», книга В.В.Петрова «Растительный мир нашей Родины»
|
|