Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по естествознанию (ботанике) для ОЗО 3 курса

Варианты контрольных работ по естествознанию

Вариант 1

1. Заполнить таблицу «Ткани высших растений».

Название ткани Функции Пример
     

2. Подцарство настоящие водоросли. Общая характеристика:

- определение, распространение;

- строение;

- размножение;

- образ жизни;

- тип питания;

- значение.

3. Растения тундры и их адаптивные особенности.

Вариант 2

1. Описать и зарисовать чередование поколений кукушкина льна.

2. Отдел голосеменные. Дать общую характеристику по плану:

- распространение и многообразие;

- жизненные формы;

- голосемянность;

- размножение, чередование поколений (спорофит, гаметофит);

- значение.

3. Растительный мир широколиственных лесов.

Вариант 3

1. Заполнить таблицу «Ткани стебля древесного растения».

Часть стебля (на поперечном разрезе) Ткани Функции
     

2. Отдел лишайники. Дать общую характеристику по плану:

- особенности симбиотического организма;

- распространение;

- строение тела, анатомическое строение;

- питание;

- группы лишайников по их внешнему строению;

- размножение;

- значение.

3. лес как растительное сообщество. Дать характеристику по плану:

- определение, типы лесов;

- жизненные формы растений леса;

- типичные виды сообщества (еловые леса);

- структура растительного сообщества (ярусность);

- влияние леса на окружающую среду;

- значение.

Вариант 4

1. Строение плодов (сделать схематический рисунок с обозначениями). Составить схему или таблицу, отражающую классификацию плодов.

2. Заполнить таблицу «Основные признаки некоторых семейств класса двудольные»: крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.

Семейство Формула цветка Плод Соцветие Пример
         

3. Растительный мир степей. Адаптация растений степней.

Вариант 5

1. Описать и зарисовать чередование поколений папоротников.

2. Подцарство бактерии. Дать общую характеристику по плану:

- распространение;

- особенности, позволяющие выжить;

- группы бактерий в зависимости от формы клетки;

- питание, способы питания;

- размножение;

- значение.

3. Луг как растительное сообщество. Дать характеристику по плану:

- определение;

- структура луга;

- типы лугов;

- ценные, сорные, ядовитые и лекарственные представители луга;

- значение лугов.

Вариант 6

1. Описать строение семян и сделать схематический рисунок различных типов семян, обозначить их части.

2. Отдел моховидные. Дать общую характеристику по плану:

- распространение;

- представители;

- морфология мхов;

- питание мхов;

- цикл развития (схематический рисунок);

- гаметофит, спорофит (чем представлены);

- роль в биосфере;

- практическое значение.

3. Растительность агробиоценоза «Огород». План:

- особенности искусственных фитоценозов;

- понятие об огороде (даче);

- флористический состав культурных растений;

- жизненные формы культурных и сорных растений;

- морфологические особенности культурных растений;

- способы размножения культурных растений.

Вариант 7

1. Зарисовать и описать строение растительной клетки.

2. Дать общую характеристику отделу «покрытосеменные растения» по плану:

- происхождение;

- распространение;

- разнообразие размеров;

- особенности покрытосеменных;

- классификация;

- особенности классов;

- подклассы однодольных и двудольных.

3. Растительный мир смешанных лесов. Адаптация светолюбивых и теневыносливых растений.

Вариант 8

1. Зарисовать и описать оплодотворение голосеменных на примере сосны обыкновенной.

2. Класс однодольные. Дать общую характеристику по плану:

- особенности внешнего строения (корень, лист, семя);

- особенности анатомического строения;

- цветок, соцветие, плод, семя;

- классификация и представители;

- распространение;

- значение.

3. Растительный мир пустынь и полупустынь. Адаптации, направленные на уменьшение расхода воды.

Вариант 9

1. Описать взаимное расположение тканей в корневом окончании. Сделать схематический рисунок продольного кончика корня с обозначениями.

2. Подцарство Цианеи (сине-зеленые водоросли). Дать общую характеристику по плану:

- распространение;

- строение клетки;

- размножение;

- способы питания;

- пигменты цианей;

- особенности, позволяющие существование в экстремальных условиях;

- значение.

3. Описать видовой состав водных и прибрежных растений, их адаптивные особенности.

Вариант 10

1. Описать строение почки. Сделать схематический рисунок продольного среза вегетативной почки. Обозначить взаимное расположение тканей и частей почки.

2. Царство грибы. Дать общую характеристику по плану:

- определение, особенности строения;

- распространение;

- тип питания;

- размножение;

- классификация;

-значение.

3. Растительный мир тайги. Световые адаптации тенелюбивых и теневыносливых растений.

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по естествознанию (ботанике) для ОЗО 3 курса.

Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Вопросы контрольной работы имеют профессиональную направленность, так как отражают тематику курса «Естествознание» в начальной школе. Все вопросы контрольной работы соответствуют требованиям Госстандарта.

Выполнение контрольной работы необходимо начинать с титульного листа. Далее необходимо представить план (включаем все вопросы контрольной работы).

Контрольная работа включает три вопроса. Первый вопрос имеет практическую направленность и требует знаний расположения тканей в вегетативных и генеративных органах растений. Обязательно оформление схематического рисунка или таблицы.

Второй вопрос требует от студентов знаний систематики растений. Предлагается план ответа, который включает:

- распространение;

- строение;

- размножение;

- значение.

Необходимо описать особенности данной систематической группы растений.

Третий вопрос связан с характеристикой природного сообщества или природной зоны России. Предлагается обратить внимание на адаптивные особенности с целью умения объяснить, почему именно данные виды обитают в данной местности (растительном сообществе или природной среде). При раскрытии третьего вопроса помогут методические пособия «Экскурсии по природным зонам России», книга В.В.Петрова «Растительный мир нашей Родины» и др.

Завершив ответы на предложенные в контрольной работе вопросы следует представить список используемой литературы.

Далее предлагается примерное оформление нулевого варианта контрольной работы.

Вариант 0

1. Описать взаимное расположение тканей в стебле многолетнего лиственного растения на примере стебля липы. Сделать рисунок поперечного среза, отражающий взаимное расположение тканей. Сделать обозначения.

2. Дать общую характеристику класса зигомицеты по плану:

- особенности;

- распространение;

- строение;

- тип питания;

- размножение;

- жизненный цикл мукора;

- значение.

3. Дать общую характеристику зоне арктических пустынь. Адаптация к низким температурам.

При ответе на первый вопрос необходимо обратить внимание на то, что в центре стебля расположена запасающая ткань, формируя сердцевину. Далее закладывается древесина, которую от коры отделяет камбий - вторичная меристема.

Следует остановиться на особенностях строения древесины многолетнего древесного растения и описать функции камбия. Далее необходимо обратить внимание на вопрос о росте стебля в толщину. Переходя к описанию покровной ткани, следует показать особенности расположения тканей и их функции в первичной и вторичной коре на примере стебля липы. Обязательно схематичное оформление рисунка с обозначениями.

При ответе на второй вопрос следует придерживаться плана.

Особенности грибов, сочетающие признаки растений:

- неподвижны;

- имеют неограниченный верхушечный рост;

- имеют клеточную оболочку;

- синтезируют витамины;

Признаки, роднящие грибы с животными:

- гетеротрофное питание;

- в клетках запасают гликоген;

- в клетках отсутствует хлорофилл;

- продуктом обмена веществ является мочевина.

Строение зигомицетов подтвердить рисунком.

Третий вопрос является теоретическим. Ответить на него помогут методические пособия: «Экскурсии по природным зонам России», книга В.В.Петрова «Растительный мир нашей Родины»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: