Структура компетенции
В актуальной структуре компетенции составляющие выделены в соответствии с подходом, принятым в ФГОС ВПО: знать, уметь, владеть.
Бакалавр должен:
Знать
- основы математических дисциплин;
Уметь
- доказывать математические утверждения;
- решать математические задачи;
Владеть
- профессиональным языком предметной области знания.
Планируемые уровни сформированности компетенции
Уровни сформированности компетенции | Структура компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень(как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО) | Знает основы математических дисциплин | дает определения основных понятий |
воспроизводит основные математические факты, идеи | ||
распознает математические объекты | ||
понимает связи между различными математическими понятиями | ||
имеет представление о математических структурах | ||
имеет представление об основных математических методах (аксиоматический, метод математического моделирования) | ||
Умеет доказывать математические утверждения | применяет основные методы доказательства утверждений (от противного, математической индукции и др.) | |
умеет корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания | ||
демонстрирует доказательства теорем и объясняет их ход | ||
Умеет решать математические задачи | знает основные методы решения типовых задач и умеет их применять на практике | |
аргументирует выбор метода решения задачи; составляет план решения задачи | ||
графически иллюстрирует задачу | ||
оценивает достоверность полученного решения задачи | ||
Владеет профессиональным языком предметной области знания | владеет терминологией предметной области знания | |
способен корректно представить знания в математической форме | ||
владеет разными способами представления математической информации (аналитическим, графическим, символическим, словесным и др.) | ||
интерпретирует знания предметной области | ||
Повышенный уровень | Знает основы математических дисциплин | понимает широту и ограниченность применения математики к исследованию процессов и явлений в природе и обществе |
устанавливает связи между математическими идеями, теориями, дисциплинами и т.д. | ||
оценивает математическую корректность различной информации в СМИ, научно-популярной литературе и др. | ||
Умеет доказывать математические утверждения | понимает границы использования математических методов | |
выделяет главные смысловые аспекты в доказательстве | ||
распознает ошибки в рассуждениях | ||
понимает различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике | ||
Умеет решать математические задачи | применяет методы решения задач в незнакомых ситуациях | |
разрабатывает математические модели реальных процессов и ситуаций | ||
оценивает различные методы решения задачи и выбирает оптимальный метод | ||
применяет компьютерные математические программы при решении задач | ||
Владеет профессиональным языком предметной области знания | корректно переводит информацию с одного математического языка на другой | |
критически осмысливает полученные знания | ||
способен проявить математическую компетентность в различных ситуациях (работа в междисциплинарной команде) | ||
способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания |
Базовая структура знаний, необходимая студенту для освоения данной компетенции:
|
|
|
|
№№ п/п | Компоненты базовой структуры знаний | Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделы), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО |
Знание основ математических дисциплин | вводный курс математики; математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика | |
Умение доказывать математические утверждения | математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика | |
Умение решать математические задачи | вводный курс математики; математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика и практикум по решению задач | |
Владение профессиональным языком предметной области знания | вводный курс математики; математическая логика; математический анализ; алгебра и теория чисел; геометрия; теория вероятностей и математическая статистика; теория алгоритмов; дискретная математика; элементарная математика и практикум по решению задач |
Матрица сопряжения дескрипторов компетенции и учебных дисциплин
Вводный курс математики | Информационные технологии | Компьютерные сети и Интернет | Модуль «Математический анализ» | Элементарная математика | Практикум по решению задач | Модуль «Алгебра и теория чисел» | Модуль «Геометрия» | Математическая логика | Теория алгоритмов | Дискретная математика | |
Знать | |||||||||||
основы математических дисциплин | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Уметь | |||||||||||
доказывать математические утверждения; | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
решать математические задачи | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Владеть | |||||||||||
профессиональным языком предметной области знания | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции должно быть описано в рабочих программах дисциплин.