1. Упорядоченность жизнедеятельности школы:
· соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;
· разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;
· скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;
· согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;
· связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.
Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.
· Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству.
· В ученической среде высоко развито коллективное самосознание, «чувство школы».
· Школьный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.
3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы).
Дискретность воспитательного процесса, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.
II группа — критерии качества
1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы.
2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт.
3. Уровень воспитанности выпускников школы.
Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.