Концепция психологической службы образования
Система психологической службы образования является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы ее развития.
Актуальные проблемы образования и задачи
Школьной психологической службы
За десятилетие, прошедшее с момента создания психологической службы и опубликования первого «Положения о психологической службе в системе народного образования» (1989), значительно изменились как социальное положение населения России, так и сама система образования.
В современном образовании значительно возросла вариативность типов учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучения и развития. Усилилась тенденция к поляризации учебных заведений, что приводит, в частности, к «вымыванию» сильных педагогов из обычных школ в школы элитные. Среднестатистическая школа при этом значительно проигрывает. Вместе с тем на волне процесса «деидеологизации» образования из школ ушло привычное прежде воспитание. Сегодняшняя школа фактически не ставит перед собой социальных целей. Наконец, привычной уже особенностью современного образования является наличие в школе психолога.
|
|
Жизнь все настойчивей ставит перед школой задачу создания условий для проявления учеником личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение учащимися определенной суммы информации.
Организация деятельности службы
1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:
• в целом в сфере общего и профессионального образования — на соответствующее структурное подразделение Минобразования России;
• в сфере органов управления субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) — на первых заместителей начальников управлений;
• в сфере образовательного пространства районов, городов, районов в городах — на первых заместителей руководителей муниципальных органов управления образованием, а при их отсутствии в штатном расписании — на соответствующих специалистов;
• в образовательных учреждениях любого типа и профиля (первичное звено Службы) — на их первых руководителей.
|
|
2. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет соответствующего бюджета и целевых средств учредителей — государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов управления образованием и частных лиц.
3. Структурные звенья Службы предусмотрены в каждом типе образовательных учреждений Российской Федерации:
• детских дошкольных образовательных учреждениях;
• общеобразовательных учреждениях начального, основного общего и среднего полного образования;
• учреждениях специального образования;
• сельских школах;
• системе начального и среднего профессионального образования;
• учреждениях дополнительного образования;
• негосударственных образовательных учреждениях;
• высших образовательных учреждениях и др.
4. В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.
5. Административное управление осуществляется отделами службы практической психологии федерального уровня, республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учреждений образования. Деятельность этих структурных единиц направлена на определение стратегии развития и функционирования Службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы всех ее звеньев.
6. Профессиональное руководство осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня: районных, областных, городских и региональных центров, научно-методических кабинетов, профессиональных ассоциаций и советов.
7. Центры службы практической психологии образования являются образовательными учреждениями системы образования Российской Федерации (согласно положению об образовательных учреждениях психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам) и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность Центра и оказывает необходимую помощь.
8. Деятельность Службы осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической психологии, имеющими диплом государственного образца.
9. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с образовательным стандартом по профессии и квалификационными требованиями для представителей различных специализаций и категорий.
10. Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства общего и профессионального образования России.
11. Назначение на должность педагога-психолога должно определяться на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности согласно действующим нормативам в системе общего и профессионального образования Российской Федерации. Научно-методическое обеспечение Службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по заказам соответствующих подразделений службы практической психологии образования. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов Службы, так и на перспективу ее развития. Служба работает в тесном контакте с учреждениями медицины, органами опеки и попечительства, органами МВД и прокуратуры, представителями общественности, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.