Феноменологическое интервью

Феноменологический анализ относится к качественным методам исследования. В отличие от количественных методов для них важно не столько большое количество респондентов, сколько чувствительность, сензитивность исследователя. В фокусе внимания – уникальное, нестандартное, необычное в поведении и мироощущении человека. Условия исследования – обычные, естественные. Ориентация в работе на описание и понимание процесса. Исследователь является включенным наблюдателем и оказывает влияние на чувства респондента, также использует свои чувства как инструмент исследования (опирается на свой чувственный опыт, отраженный в совместном переживании во время исследования).

Принципы феноменологического анализа могут быть использованы для совместного исследования актуального переживания респондента по поводу прошлого опыта. Исследователь помогает респонденту осознать свой опыт сначала осознавая, что за переживанием стоят чувства, затем, помогая понять, какие это чувства, куда они направлены и какое значение имеют в контексте его опыта. Эти принципы в феноменологическом интервью проявляются следующим образом:

· Явления описываются такими, какими они являются человеку и как они осознаются

· Содержание опыта берется из повседневной жизни

· Признается субъективность в конкретной ситуации

· На явление мы смотрим, редуцируя наши знания, установки, общепринятые нормы, стараясь сконцентрироваться на том, что постоянно, что изменяется в зависимости от ситуации.

Метод феноменологического анализа в аспекте психологических методов можно рассматривать как метод анализа переживания человеком чувств, сопутствующих тому или иному феномену.

Работа феноменологического исследователя заключается в том, чтобы направить сознание личности в необходимом направлении (например, задавая определенные вопросы), позволить полученному содержанию, найти ясное и понятное словесное выражение, которое правдиво для подлинной сущности опыта и понятно настолько, насколько возможно для другой личности, которая не вовлечена в процесс анализа.

Задачи психолога - феноменолога:

· Желаемое явление направить в нужном направлении и дать ясную форму вербализации, которая отразит суть опыта

· Помнить, что исследование проводится прямом контакте, причем, результат зависит от его успешности.

Правила контакта в процедуре феноменологического интервью:

· Реальность респондента (клиента) принимается такой, какой он ее переживает (задача: понять и принять его опыт)

· Важно отражать содержание и чувства респондента (клиента)

· Важно делиться своим опытом и переживаниями с респондентом (клиентом)

· Важно не только выявить переживание, но и постараться понять, что оно означает в контексте опыта

· Исследователь должен помочь понять и назвать ту реальность, в которой живет человек

· Исследователь дополняет перспективу респондента своей перспективой

Порядок проведения феноменологического анализа:

Феноменологическое исследование состоит из феноменологического интервью и феноменологического анализа полученных данных, причем часть анализа проводится в присутствии и вместе с респондентом и часть без него.

Необходимо сформулировать феномен и вопрос вместе с респондентом. Текст, рассказываемый респондентом, записывается исследователем от первого лица, чтобы сохранить его подлинность. При остановках в рассказе, задаются подбадривающие вопросы к продолжению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: