Не этот дым, блестящий при луне, А эта тень, бегущая от дыма.
Ф. И. Тютчев
Все предыдущие модели можно было бы отнести к классической теории. Они предполагают необходимую субстанцию для того, чтобы объяснить социум. Необходимость субстанциального подхода к социуму утверждается как аксиома220. В феноменологической модели,
напротив, главное то, что она отказывается от допущения какой-либо субстанции в общественной жизни. Она принципиально не ищет никаких «глубоких и общих основ общественных отношений». Здесь мы имеем дело с постклассической социальной философией.
Согласно феноменологической модели, нет никакого основания, заранее заданного, неизменного, всегда равного самому себе, которое бы определяло социум. Во всяком случае, нам об этом основании ничего не известно. Поэтому мы должны воздержаться от суждения на этот счет.
44-1- ЭПОХЕ
В феноменологической модели социальной реальности действует гуссерлевское эпохе221, по существу — синоним феноменологической редукции. Посредством эпохе осуществляется переход от естественной установки к феноменологической.
|
|
Методологический прием эпохе вообще восходит к античной Стое, затем встречается у скептиков (особенно у Секста Эмпирика). Осуществляя эпохе, субъект исключает из поля зрения все накопленные историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки.
По Э. Гуссерлю, эпохе позволяет открыть новую онтологическую область, недоступную средствам классической философии. Возникает новый способ опыта, мышления и теоретизирования. Субъект возвышается над своим естественным бытием и естественным миром, но не теряет ни их бытия, ни их объективных истин, ни своей «мирской» жизни. С эпохе связано и такое моральное качество, как терпение222, которое представляет собой конкретизацию эпохе в социально-нравственном плане.
С феноменологической точки зрения, любые субстанциалистские концепции социальной реальности более или менее прямо ведут к позитивизму, поскольку они сводят к минимуму различия между физическим миром и миром социальным.
Следует отметить, что идея субстанции несет, вообще говоря, мощное эвристическое начало в социальной философии. Понятие субстанции и развитие этого понятия было одним из средств, смягчающих напряжение усложнения. «Субстанция —всеобщая форма освоения все более сложной, динамичной реальности, результат углубления философствования, важный элемент человеческого самоутверждения в мире»223. Усложнение проблем современного мира не обязательно требует отказа от идеи субстанции. Можно пойти по пути углубления представления о ней. Рост сложности осваиваемого мира стимулировал в свое время переход от представлений о неизменности субстанции к представлению о ее динамизме, о необходимости постоянно искать
|
|
всё более глубокие, отвечающие этапам усложнения человеческого мира ее определения. С этой точки зрения критика понятия субстанции в феноменологии, можно думать, приведет не к его окончательному упразднению, а к развитию.
4.4.1.1. Аксиологическое эпохе
Когда феноменолог говорит об эпохе, он имеет в виду не только гносеологическое, но и аксиологическое воздержание от суждений. Он воздерживается не только от высказываний об устройстве мира, но и от его оценок. Субстанциалистские концепции, напротив, активно (и наивно, с феноменологической точки зрения) оценивают мир вообще и социальный мир в частности. Этот последний не открывается ведь непосредственно. Между сущностью (в частности — предполагаемой субстанцией социума) и ее проявлением есть дистанция, которую необходимо и до определенной степени возможно преодолеть. Такое суждение базируется на аксиологическом основании.
Скажем, для натуралистических концепций природа —как равнодушная мать — случайно породила человека. Она «не любит» человека и «не заботится» о нем. С той же небрежностью и случайностью, с какой она создала человека и его разум, она может его и уничтожить.
Деятельностная модель, тесно связанная с натуралистической, тоже склоняется к оценке социальной реальности. Это обнаруживается, например, в техническом оптимизме Д.Белла, в скрытой идее предустановленной гармонии у К. Маркса224. Человек «полностью поставлен сам на себя». Он должен разгадать и предупредить «замыслы» своей коварной и равнодушной мачехи-природы, он должен быть по возможности предусмотрительным и предугадывать ее действия. Общество может быть разрушено не столько внешними, сколько имманентными самому обществу стихиями, и человечество погибнет. Вот это и нужно, насколько возможно, предупредить.
Для реалистических (идеалистических) концепций социальной реальности характерно чувство доверия к миру и к Богу. Бог, в сущности, прост и не станет скрывать нужную правду от искренне верующего простого человека, естественная вера которого сближается с интеллектуальной интуицией. Вера в Провидение наполняет душу социального философа-идеалиста надеждой на разумное устройство мира и, в частности, социума225. Здесь мы встречаемся с провиденциальным видением истории.
Феноменолог воздерживается от подобных оценок. Он подчеркивает, что специфика социальной реальности — в ее искусственной, т. е. социально организованной, природе. Социальная реальность сконструирована, она не добра и не зла, она такова, каковою возникает из ежемоментных действий живущих в обществе людей.
АЛЛ.2. Воздержание от идеи причинности
Э. Гуссерль утверждает, что «явление не есть... какое-либо „субстанциональное" единство, оно не имеет никаких „реальных свойств", оно не знает никаких реальных частей, никаких реальных изменений и никакой причинности... Приписывать феноменам природу, искать их реальные, подлежащие определению части, их причинные связи — значит впадать в чистейшую бессмыслицу, не лучшую, чем та, которая получилась бы, если бы кто-нибудь пожелал спрашивать о каузальных свойствах, связях и т.п. чисел».
Обратим внимание, во-первых, на конфронтацию по отношению к идее каузальности («никакой причинности»): индетерминизм естественен здесь как следствие антисубстанциальности; во-вторых —на уподобление мира феноменов миру чисел (это как бы взгляд Э. Гуссерля, обращенный в сторону абсолютного идеализма).
Социальный феноменолог не может принять на веру (как это делает обычный человек) тезис о доступности для исследования заранее конституированного мира явлений. Сам процесс того, как социальный мир становится доступным исследователю, т. е. конституируется, и должен стать предметом анализа. Чтобы решить данную задачу, необходимо воздержаться от веры в существование этого мира как объективной реальности. В самом деле, откуда я знаю, что такое Россия? Откуда я узнал, что такое Россия? По-видимому, я прочел о ней в школьных учебниках по географии и истории, эти сведения как-то совпали (или не совпали!) с моим собственным индивидуальным опытом: я видел, к примеру, Волгу и Новосибирск, Псков и Пятигорск и в то же время читал о них в учебнике. Но разве не должен я озаботиться достоверностью и системностью моих знаний о том, что предстает как определенное общество — современная Россия?
|
|
Для социального феноменолога нет никакого «внешнего» мира, существование которого не зависит от процессов его исследования, интерпретации, понимания и объяснения. Нет никакого заранее конституированного поля объектов, лишь ожидающих объяснения. Социальная реальность творится ее участниками здесь и теперь. В этом смысле социальная реальность не техноморфна (как в деятельностных моделях), она не предполагает раз и навсегда созданной общественной машины («мегамашины»). Общество —это не пластинка, которая вновь и вновь проигрывает все ту же мелодию, а сама музыкальная импровизация.
Конечно, идея конституированной и конструированной реальности идет еще от Канта. Почетное место занимает эта идея и в марксистской деятельностной модели, где, например, подчеркивается, что значимость революционных движений состоит также и в том, что они
сами создают свой субъект227; однако в постсоветском марксизме в тени остается внутренняя связь революционаризма и феноменологии, феноменология наиболее последовательно проводит идею свободы от причинности, она, так сказать, додумывает ее до конца. В связи со сказанным ясно, что социальная феноменология, так же как и деятель-ностное видение реальности, весьма далека от диалогической философии; скорее, она приближается к солипсизму. Всякая «среда-между» представляется уступкой «естественной установке».
|
|
14.2. СОЦИАЛЬНЫЙ МИР КОНСТИТУИРОВАН СМЫСЛАМИ
Для социального феноменолога не только Россия, но и все страны в известном смысле живут, имея за плечами непредсказуемую историю. Социальная реальность, история социума (в отличие от природной) сконструирована, она постоянно конституируется в процессах (процедурах) интерпретаций участников. Поэтому внутренняя структура социальной реальности имеет смысловой характер. Социальный мир — это не просто мир конституированный, но конституированный особым способом, а именно — конституированный смыслами.
Соответственно базовый вид социальной деятельности в феноменологической модели, естественно, вовсе не питание и не размножение, не молитва и не индустриальная фабрикация, а мышление как вмыс-ливание смыслов.
Проблема значения («Нам сужден мир значений» (М. Мерло-Пон-ти)) или проблема смысла —это и есть проблема природы социальной реальности. Наблюдать общество — совсем не то же самое, что наблюдать природу. Наблюдать общество — значит понимать с**ысл действий того или иного участника. Причем наблюдатель должен понимать не только объективный смысл действия, но и тот смысл, который вкладывается в действие самим участником.
Кроме того, если смыслы — это суть, основное содержание социальной реальности, то она оказывается подвижной, изменчивой. «Нельзя отменить вещную сторону прошлого, но смысловая, выразительная, говорящая сторона может быть изменена, ибо она незавершима и не совпадает сама с собой (она свободна)»228.
Акцент на том, что социальная реальность конституируется смыслами, сопряжен с другим процессом, который обычно не связывается с феноменологическим видением социума. Речь идет о том, что в современном социуме изменяется статус знания. «И на Западе и на Востоке знание всегда соотносилось со сферой бытия, существования. *1 вдруг почти мгновенно знание стали связывать со сферой действия. ино стало одним из видов ресурсов, одной из потребительских услуг. ° все времена знание было частным товаром. Теперь практически в Дночасье оно превратилось в товар общественный»229.
Приведем несколько примеров, иллюстрирующих то, что социальная реальность конституируется смыслами, а знание становится все более существенным социообразующим моментом. Скажем, по средствам массовой коммуникации проходит сообщение, что в таком-то штате США тогда-то и тогда-то будет землетрясение с вероятностью 0,5. Показано, что ущерб хозяйственной деятельности только от одного такого сообщения будет не меньше, чем от самого землетрясения, о котором не предупредили заранее. Давно известно, что паника во время войны — это экономический, политический и военный фактор.
Другой пример. В советской историографии утвердилось мнение, что Г. А. Гапон был провокатором, агентом охранки. Однако для понимания всего происходившего в 1904-1905 гг. нужно учитывать то обстоятельство, что, вероятнее всего, Г. А. Гапон не понимал своей «объективной» роли, своего значения в сложном переплетении событий. Субъективно он не хотел никого провоцировать, он искренне хотел примирить власть и рабочих. Он взывал как раз к пониманию: пусть рабочие поймут властных людей именно как людей, а власть имущие пусть поймут рабочих тоже как людей. Установить это понимание не удалось, отсюда трагическое развитие событий 9 января и трагическая судьба самого Гапона. Однако, абстрактно говоря, понимание могло бы быть и достигнуто — и тогда российская история развернулась бы в несколько ином ракурсе, в ней было бы меньше крови.
Понимание конкретизируется как признание. Социальный мир как бы прекращает свое существование, если ему отказано в человеческом признании. Вне человеческого признания социальная реальность не обладает свойством существования. Общество реально потому и постольку, поскольку члены общества признают его реальным, относятся к нему как к реальности, определяют его как реальность.
Смыслы, так сказать, в «институциональной» форме новоевропейской цивилизации предстают в качестве коллективных духовных образований, идеологических систем, теорий, научных дисциплин. В известном отношении сама социальная философия представляет собой одну из несущих конструкций онтологии социума. Социальная философия, обосновывая те или иные идеологические конструкты, вместе со всей социальной наукой в целом онтологически укоренена в социуме. Но речь идет не только о социальной философии. Скажем, если русский философ пишет диссертацию об итальянской философии230, его духовная активность оказывается механизмом, онтологически сближающим народы. В этом смысле философия вообще есть консолидирующий фактор в мире. Напротив, досужие разговоры о тоталитаризме или о терроризме в публицистике в некотором роде выступают как формы его тренажа, подготовки к нему.
4.4.2.1. ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА
Как же экстернализуется мир смыслов? Прежде всего — с помощью языка. Язык предоставляет категории для интерпретации явлений социального мира. Благодаря этому мир объективируется для самих его, т. е. языка, носителей. Особенную роль играет фиксированное слово, в частности — письмо. Письмо — это опредметившаяся в языке идеологическая сетка, которую та или иная социальная группа помещает между индивидом и действительностью, понуждая его думать в определенных категориях, замечать и оценивать лишь те аспекты действительности, которые эта сетка признает в качестве значимых231. В связи с этим и само бытийствование литературы предстает как существенный момент социальной реальности. Литературный текст, особенно текст гениального автора, «властителя дум», сам по себе есть реальность особого рода232.
4.4.2.2. Обыденные интерпретации
Речь идет именно об обыденных словесных конструктах233, вообще об обыденности234. В основе ткани социальной реальности лежит традиционное поведение, а не целерациональное, или ценностно-рациональное, или аффективное. Социальная реальность предстает как опыт повседневной жизни235. Скажем, речь идет о «нормальной семье», «обычном социализме» или об «армии как армии». Феноменолог интересуется не столько мировыми шедеврами литературы, сколько рядовыми произведениями. Чтобы понять литературный процесс и воздействие его на общество, следует заниматься так называемой низовой литературой236. Речь также идет о таких феноменах, как «фоновая музыка» или реклама по телевидению. Эта повседневность обозначается Das Man M. Хайдеггера, но с положительным знаком.
У повседневности возникает интересная игра со средствами массовой информации. Они не сообщают того, что нормально, обыденно. Они сообщают нечто экстраординарное. «Собака укусила человека» — вряд ли об этом следует сообщать по ТВ. Но вот если «человек укусил собаку» — это действительно «новости». И общество благодаря такому свойству новостей само загоняет себя в угол. По ТВ только и говорят, что о криминале и коррупции. И создается образ, скажем, «криминальной столицы», где страшно выйти на улицу. Советские средства массовой коммуникации, напротив, базировали свое искусство на воспевании положительных сторон («расскажу о хорошем человеке»), которые, смыкаясь с повседневностью, хотя и были скучны, но стабилизировали общество.
Социальная реальность, с феноменологической точки зрения, существует в социально организованных актах интерпретации, в ин-
терпретативных процедурах. Сами по себе социальные институты и социальные отношения лишены внутренне присущего им значения, внутренне присущей им природы237. Нет реального социализма, нет Российской империи, нет монархии, если нет соответствующих интер-претативных процедур. Так же как нет вне этих интерпретаций ни производства, ни боеспособной армии (что еще раз показала Чечня в 1994-1996 гг.).
Феноменологически ориентированный исследователь социальной реальности изыскивает не просто интерпретации, но обыденные, рутинные, само собой разумеющиеся формы интерпретации, в которых воплощаются «обычный социализм», «повседневная армия», «нормальная семья» для самих участников этой социальной реальности. Существуют некоторые фоновые ожидания, невыполнимость которых кажется просто невозможной. Скажем, в обычной ситуации нельзя не ответить приветствием на приветствие. Самая основа социальной реальности — именно обычность, некоторая само собой разумеющаяся реальность. Отклоняющееся поведение постигается как таковое на основе обыденных суждений относительно того, «могло ли это не случиться».
Тема обыденности и повседневности, столь существенная в феноменологической модели, имеет для новоевропейской цивилизации особое значение. Само становление буржуазности, протестантской этики шло через придание исключительного значения повседневности. Достаточно обратиться к голландской живописи XVII в., чтобы почувствовать такого рода акценты. В этом плане социальная феноменология — плоть от плоти буржуазного видения мира и выражает некоторые глубинные структуры новоевропейского мышления.
Альфред Шютц подчеркивает, что должны существовать отношения прямой и отчетливо прослеживаемой преемственности между социологическими понятиями и типологическими языковыми конструктами, которыми пользуются сами индивиды для обозначения явлений собственного социального опыта. Если эта связь, т. е. связь обыденных значений и представлений повседневной жизни, с одной стороны, и социологических понятий, с другой, нарушена, то объяснение становится невозможным. Социологические данные, понятия и интерпретации должны быть возвращены в повседневность для подтверждения—и напротив, социологические понятия должны войти в повседневный язык. Те искажения, профанации, которые возникают при этом, характерны и показательны. Они должны не высокомерно третироваться философом или социологом, а внимательно изучаться.
Напрашивается параллель с конфуцианским учением. Цитируем «Лунь Юй»: «Цзы-лу спросил: — Вэйский правитель намеревается
L
привлечь вас к управлению [государством]. Что вы сделаете прежде всего?
Учитель ответил: — Необходимо начать с исправления имен... если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществиться. Если дела не могут осуществиться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести»238. Обратим особенное внимание на связь повседневности (например, у А. Шютца) и ритуала у Кун-цзы.
В связи с интуитивным пониманием такой роли языка А. И. Солженицын и призывал «жить не по лжи», просто «не аплодировать», все время помнить о правде, даже когда ты окружен сплошным такого рода «проговариванием». И Солженицын оказался прав в том отношении, что такая кажущаяся совершенно несокрушимой социальная реальность может быть в одночасье разрушена. Это касается не только «реального социализма». Аналогичным образом в одночасье рухнула в России и трехсотлетняя династия Романовых. И в основе была, как кажется, только опрометчиво разрешенная властью «свобода слова». Такого рода социальные катастрофы и демонстрируют наглядно специфику социальной реальности.
В этом же отношении характерной была дискуссия между А. А. Богдановым и В. И. Лениным о социальной реальности. Богданов, используя приемы махизма, пытался подчеркнуть смысловую сконструированность социального мира в формуле о тождественности общественного бытия и общественного сознания. Ленин же, напротив, жестко утверждал независимость и первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию239.
Мимесис — удвоение социального мира, которое прежде всего в слове изменяет мир, разрушает его или созидает. В языке, открывающем возможность развития социальной реальности, мы можем сконструировать практически любую реальность, которой даже и нет и не может быть, и на этой модели проверить жизнеспособность той или иной модификации. Язык идет рука об руку сначала с мифом240, а потом и с такими дифференцированными формами цивилизованного духа, как искусство, литература, философия, религия. Язык —это тот материал, в котором могут реально существовать идеалы241.
Впрочем, следует иметь в виду и определенную устойчивость социальной реальности по отношению к языку, к имени, и к простому проговариванию, и к публикациям (т.е. к фиксированному слову). Возьмем, например, столь важный момент, как воздействие публикаций результатов опросов на общественное мнение и изменение элек-
торального поведения в связи с этим. Оказывается, что такого рода
воздействие не столь уж и велико.
44-3. МНОЖЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
Отец-основатель социальной феноменологии Альфред Шютц, последовательно применивший к социальной сфере феноменологические методы, говорит не только о том, что вне признания нет социального мира, но и о том, что социальный мир — это мир множества реальностей. Различные индивиды сосредоточивают внимание на разных аспектах социальной реальности, создавая свои социальные реальности243. Социальные феномены реальны, поскольку мы организуем деятельность так, что подтверждаем их реальное существование. И дело вовсе не в психических состояниях индивидов или их сознательных намерениях.
В одном из библейских текстов рассказывается о сне патриарха. Ему снилось, что Бог в храме восседает на троне, одежды Бога заполняют весь пол храма. Вокруг летают херувимы и восклицают: «Свят! Свят! Свят!» В этом сне, как представляется, одежда, заполняющая все пространство храма, — символ континуальности Божества, а непрерывные восклицания херувимов — способ создания сакральной реальности, по аналогии с которой создается социальная реальность.
Два уровня конструктов. Если социальная реальность постоянно конституируется, постоянно творится заново в повседневности, то в ней обнаруживаются по крайней мере два уровня.
Во-первых, творит социальную реальность посредством действий и интерпретаций любой непосредственный участник событий. Консти-туирование социального мира — это создание конструктов первого порядка, осуществляемое в повседневности в форме типических представлений об объектах этого мира. Простой человек, сам создающий своими повседневными действиями конструкты первого порядка и тем участвующий в творении самой социальной реальности, в то же время неспособен преодолеть естественную установку, т. е. неспособен воздержаться от наивной веры в объективность реальности.
Во-вторых, в известном смысле избранный, более или менее отстраненный, рефлектирующий наблюдатель — поэт, пророк, телевизионный комментатор, идеолог, политик, социолог, социальный философ и т. п. — посредством своих действий и интерпретаций также творит социальную реальность. Конструкты социального философа —это конструкты второго порядка, они сами создаются из конструктов, производимых действующими на социальной сцене людьми.
Санчо Панса и Дон Кихот представляют собой производителей конструктов соответственно первого и второго порядка. Санчо сыплет по-
словицами и суждениями обыденного здравого смысла, Дон Кихот отвечает ему цитатами из рыцарских романов, которые он, как правило, неадекватно прилагает к окружающему миру.
В феноменологической модели социальной реальности подчеркивается, что эти два типа создания социальной реальности, поскольку и тот и другой стоят на базе естественной установки, принципиально од-нопорядковы. В известном отношении социолог-позитивист во всеоружии своей теории не глубже интерпретирует и понимает реальность, чем тот, кого принято называть «человеком с улицы». «Люди еще до появления социологии определенным образом расчленили и осмыслили этот мир при помощи обыденных конструктов, детерминирующих их поведение, определяющих цели их деятельности и доступные средства» (А.Шютц)244.
Такого рода различение двух уровней рефлексии социальности, а также ее создания налицо и в других традициях. В школьном советском историческом материализме подчеркивалось различие между общественной психологией (кстати говоря, это понятие близко часто используемому сегодня в публицистике, да и в научном мире, понятию менталъности) и идеологией. Конструкты первого порядка (в терминах А. Шютца) близки общественной психологии, а конструкты второго порядка — идеологии.
Феноменолог в отличие как от простого человека, так и от социолога-позитивиста способен воздержаться от веры в заранее заданную объективную социальную реальность.
Таким образом, социальная реальность сконструирована, причем сконструирована смыслами. Но это вовсе не значит, что она совершенно лишена того, что марксисты называют объективностью, а феноменологи — фактичностью.
Социальный мир конструируется участниками деятельности интерсубъективно, он экстернализуется как существующий вне их. Вот здесь и гипостазируется та социальная реальность, которая присутствует в натуралистических, реалистических или деятельностных моделях245.
Поскольку социальный мир способен к экстернализации, постольку есть правда и в субстанциальных моделях социальной реальности: скажем, у Э.Дюркгейма, который говорил, что следует «рассматривать социальные факты как вещи», или у К.Маркса, который утверждал объективность, независимость от воли и сознания людей производственных отношений.
Иначе говоря, в феноменологической модели социальной реальности мы обнаруживаем некоторые моменты (именно— «фактичность»), которые при их одностороннем рассмотрении могут дать нам субстанциальные модели социальной реальности — как «частный случай фе-
номенологическои модели». Но все субстанциалисты оставляют в тени то обстоятельство, что объективность социальной реальности есть воплощение приемов, используемых членами общества для его понимания, осмысления, познания.
Не только посредством языка в феноменологической модели конструируется и конституируется социальная реальность. Язык — это несущественная часть неязыкового поля; язык —это машины желания246. В этом суть шизоанализа, развивающего результаты социальной феноменологии.
444- ПАРАДОКСЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Впрочем, последовательное развертывание феноменологической модели приводит к некоторым парадоксам:
1. Отказ от субстанции тем не менее допускает субстанцию в форме рефлектирующего субъекта, осуществляющего феноменологическую установку.
2. Возникает проблема остатка. Да, понимание социального мира, его интерпретация участниками — это часть него самого. Но что остается за вычетом самих этих интерпретаций? Может ли социальная философия, например, рефлексировать собственную социальную обусловленность? Может ли часть включить в себя целое! Очевидно, нет. Следовательно, действительное понимание социального мира невозможно. Мы схватываем всегда только какую-то часть его. Социальная философия подобна Мюнхгаузену, вытаскивающему самого себя из болота за волосы.
В социальной феноменологии сильно выражено начало субъективного сомнения, говоря словами Андрея Платонова, «неуверенный дух»247. Феноменологическая модель социальной реальности при всех ее отмеченных достоинствах «неуверенностью духа» платит за потерянный субстанциализм.
44-5. АНТИИДЕОЛОГИЯ
Налицо тесная связь феноменологии и экзистенциализма. С феноменологической моделью социальной реальности связан целый ряд представлений о социуме, которые В.В.Бибихин называет антиидеологией. В «антиидеологию» входят археология знания (М. Фуко)248, генеалогическая деконструкция, дискурсанализ и т. п. м
Идеология в этом контексте — презумпция субстанциальности. Иначе говоря, идеолог всегда предполагает ту или иную модель социальной реальности субстанциального типа. Идеология с этой точки зрения всегда субстанциалистична. Субстанциальна сама идея соци-
ального порядка, идея общественной благоустроенности. Хочешь «социального покоя» — выбирай субстанциализм.
Все «антиидеологические» концепции объединяет чуткое внимание к жизни, такой, какая она есть, к случайности сиюминутного, одного-единственного, неповторимого бытия. Это попытка противостоять схеме, заранее заданной картине мира, под которую начинают подгонять вот эту трепетную случайностность, подвижность, текучесть действительности.
Практический аспект такого противостояния состоит в том, что за всякой более или менее жесткой схемой стоит идеология, а за идеологией — власть. Предполагают, что если удастся разрушить теоретическую гипостазированную схему, разрушить жесткую субстанциализированную модель социальной реальности, то удастся демонтировать и машину власти. Речь идет о некоторой заветной мечте, может быть, не всегда эксплицитно выраженной утопии как западных, так и отечественных «шестидесятников».
С точки зрения антиидеологии, дурна не та или иная картина, модель социального мира: не годится само предположение, что социальный мир вообще поддается построению и устойчивому моделированию250. Почему же «шестидесятники», которые возглавили перестройку и были столь сильны и убедительны в критике, тем не менее фактически не справились с задачей реального управления? Дело в том, что российские демократы совсем не похожи на тех демократов, которые закладывали основы общественного строя в США или во Франции в XVIII в. Российские демократы, сознательно или бессознательно, стояли на позициях антиидеологии, дышали воздухом той эпохи, в котором были растворены феноменология и антиидеология.
В чистом, рафинированном виде антиидеология учит, что не нужно заменять старую власть новой. Нужно вырвать самый корень власти, который коренится в субстанциальной модели социальной реальности. Почему революции всегда оказываются реставрациями? Потому что восставшие сковывают себя еще более прочными цепями, еще некритичнее вверяют себя мобилизующей модели, мобилизующей норме. XIX в. знал экстазы и восторги признания бытийных закономерностей. Гениальные доктора философии XIX в. никому не грозили казнью, а делились со всеми своим царственным знанием. Лекционные курсы гениальных докторов философии XIX в., выстраиваясь в связной последовательности, создавали иллюзию понимания мира. Но то был лишь экстаз профессора философии, который, впрочем, оказался совершенно не безобидным. В XX в. это царственное знание превратилось в прямую санкцию войны, в допустимость преследования всех других идеологически вооруженной частью общества.
Галилеева наука постулировала возможность власти над природой Когда она была применена к обществу, это логично привело к оправданию идеи тоталитаризма. Царственные мыслители XIX в. были соблазнены (может быть, бессознательно) мечтанием о власти, примером Наполеона. Фрейдизм, да и марксизм, обнаружили, что желание распоряжаться миром предшествует пониманию мира. Понимание, а уж тем более объяснение есть не что иное, как план покорения.
Антиидеология выдает некоторые органические слабости феноменологического дискурса. И та и другой по сути скептически относятся к построению всеобъемлющей социальной модели. Ведь последняя обязательно предполагает тот или иной уровень субстанциализации, а кроме того, маскирует властную устремленность идеологов. В результате социолог-позитивист может бросить существенный упрек в адрес феноменологической социологии: да, мы, позитивисты, грубо рассматриваем социальные факты как вещи, но мы реально предсказываем события (например, результаты выборов), смягчаем и ликвидируем разнообразные социальные конфликты. А что можете вы, феноменологи? Что вы практически можете сделать с помощью своего эпохе? Воздержание от суждения ведет к бездействию.
И в самом деле, в практическом плане феноменологическая социология (именно как социология, а не как социальная философия) достигла очень незначительных результатов в сравнении с позитивистски ориентированной социологией, базирующейся на субстанциальных социально-философских моделях. Социология органична субстанциальному дискурсу, а субстанциальные модели (прежде всего — рассматривающие материю в качестве субстанции) органичны новоевропейской цивилизации. Для новоевропейца эффективность действия—высший критерий. Поэтому позитивизм и социология — любимые «сиамские близнецы» новоевропейской цивилизации. Социология, эта «главная наука», всегда позитивистична, а позитивизм — социологичен.
Феноменологическое осмысление социальной реальности подчеркивает, что социальный мир разомкнут, т. е. в антисубстанциальном текучем мире возможны такие варианты изменений, которые вовсе не сходятся в конечном счете к одной точке, а, напротив, бесконечно расходятся. Нет какого-то магистрального пути развития человечества, и от отдельных поступков людей зависит выбор траекторий, которые могут быть совершенно противоположными. Эти расхождения базируются на произволе индивидуальных решений, которые непостижимы и непредсказуемы.
Аргументация антиидеологии повторяет критику европейской метафизики с позиций фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и феноменологии Э.Гуссерля. Мир задушен системами знания о нем и
проектами его покорения. Мир измотан народными бунтами. Высокая оценка революции вытекает из субстанциальных моделей социальной реальности. Даже марксизм в своих деятельностных моделях неявно апеллирует к природному человеку эпохи Просвещения.
Антиидеология отрицательно оценивает революцию. Бунт сам по себе дело неплохое (вспомним, как высоко Ф.Ницше оценивал войну безотносительно к ее результатам), но бунт неизменно падает жертвой «идеологического терроризма». Бунтарь не хочет иметь дела с государством, а революционеры-профессионалы приписывают этому бунтарю жажду смены государственного строя (см. работу В.И.Ленина «Что делать?»). Естественно, сразу требуется вождь, фюрер, чтобы вести революцию дальше. Причем вождь в XX в. обязан опираться на науку. Мол, бунт должен быть руководим научно, тогда он станет революцией.
Андре Глюксман, один из лидеров французских «новых философов», говорит: «Под маской радикальной революции выступает все та же новоевропейская матрица порядка, которая во имя самого бунта подчиняет бунтаря науке... а бунт — провиденциальному террористу. Все дороги... ведут... к той же централизованной власти современ-
ного государства».
Государству периодические бунты только на пользу. Уже Н.Макиавелли, свидетель флорентийских бунтов, понял, что государство должно время от времени окунаться в стихию бунта, чтобы напиться новой силой, как свежей кровью.
Глюксман привлекает наше внимание к жертве перемен, к жертве бунта. Не только у профессора философии, не только у провиденциального террориста бывают экстазы. Экстазам такого рода подвержен и рядовой человек. «Идиоту» Достоевского довелось увидеть в верховную минуту все бытие под знаком верховной истины. Глюксман: «Опьянение заразительно (...) В Мышкине соблазняет не столько особое благородство его взгляда, сколько распространяемая им нетрезвость, одаривание всех и каждого метафизическим первородством... возвращение всякой вещи к ее небесной сути, а всех их вместе — к вечности» (не кажется ли Вам, уважаемый читатель, что Вы слышите критику в адрес «Духовных основ общества» С.Л.Франка и в адрес самой социальной философии?!). Продолжим цитату: «Красота и благодать дождем изливаются... на землю, где сразу расцветает подлинность, безобразие оказывается обманчивой видимостью, злодейство испаряется».
Итак, «идиот» Достоевского верит в Бога. Бог обеспечивает «идиоту» пьянящее процветание его любвеобильной вселенной. Для антиидеолога такого рода вера — просто недомыслие. Он обличает органическую глупость старых учителей, властителей мысли, идеологов.
Но ведь, обличая, он сам становится точно таким же радикальным учителем! Правда, это учительство иного рода. Это не тот учитель, который одаривает всем, что имеет. Нет. Этот учитель внушает обучаемому чувство неполноценности. Как кажется, антиидеология выводит из лабиринта. Но поскольку лабиринт бесконечен, антиидеология превращается в способ власти, ничуть не лучший, чем предыдущие. Ясно, что критика антиидеологии есть одновременно и критика феноменологической модели социальной реальности.
Самый существенный довод в пользу феноменологической модели состоит в том, что в субстанциальных моделях социума человеческое бытие оказывается в конечном счете несуверенным. Оно определено либо натурой, либо Богом, либо коллективной деятельностью и ее условиями. Из субстанциальных моделей так или иначе следует гетерономная этика. Феноменологическая точка зрения на социум последовательно проводит установку на свободу человеческого бытия. И это, пожалуй, главный аргумент в пользу вышеназванной модели.
44-6- ИСТОЧНИКИ ЗЛА В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Зло для социального феноменолога коренится в неправильных, непродуманных интерпретациях мира как непосредственными участниками социального процесса, так и теоретиками, создающими конструкты второго порядка. Преодоление зла состоит в том, что социальный мир следует, так сказать, диалогизировать. «Проговаривание» проблем решительно способствует их разрешению. Эти техники предложил в свое время Ю.Хабермас252. Когда налицо конфликт, следует не хвататься за оружие, не стремиться уничтожить своего оппонента, а в диалоге, в переговорах добиваться согласия, консенсуса253.