эволюционная школа

направление в этнографии второй половины XIX в., сложившееся под влиянием эволюционного учения. Основные идеи её представителей [Дж. Леббок (J. Lubbock), Э. Тайлор, Дж. Мак-Леннан, Дж. Фрейзер, А. Бастиан, Л. Г. Морган, в России — Д. Н. Анучин, Н. Н. и В. Н. Харузины, М. М. Ковалевский, Л. Я. Штернберг и др.]: культурное единство человечества; общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным; различия в культуре разных народов — следствие разных ступеней их эволюции. Представители эволюционной школы исследовали главным образом историю социальных структур, брачно-семейных отношений, религии. Эволюционная школа оказала влияние на советскую школу этнологии. В западной науке XX в. её положения пересматриваются представителями культурно-исторической и функциональной школ, частично адаптируются к новейшим представлениям об истории общества (неоэволюционизм).

23) Одним из наиболее ярких проявлений методологического кризиса в буржуазной этнографической науке конца XIX и начала XX в. было возникновение диффузионистских школ. Само понятие «диффузия» (буквально «разлитие», «растекание») взято из физики: диффузия газов, жидкостей. Применительно к области человеческой культуры оно означает распространение культурных явлений через контакты между народами — через торговлю, завоевание, переселение самих людей и пр. Явления культурной диффузии хорошо известны в этнографии, и реальность их не вызывает никаких споров. Диффузионизм же как научное направление означает признание диффузии главным содержанием исторического процесса. Диффузионисты стремились свести всю историю человечества к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. И в этом смысле диффузионизм представляет собой неправомерное стремление сузить, обеднить, обескровить исторический процесс. Направленный непосредственно против эволюционизма, а косвенно против марксизма, диффузионизм представлял собой попытку снять, упразднить самое понятие эволюции, исторического прогресса, заменив его понятием культурной диффузии, т. е пространственного перемещения культурных явлений.

Диффузион́изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах как Австрия и Германия.

Диффуционизм основывается “на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространении их из одного или нескольких определенных центров… Его цель состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: