Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары — мусульмане суннитского толка. Многие из них - атеисты

8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа "ведущего традиционный образ жизни", а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.

Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для "коренных народов", ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х — 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.

9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство Украины и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса "коренной этнической общности Украины", поскольку они таковой не являются.

Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар проживающих в Крыму в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по национальному признаку (национальные квоты), поскольку они не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.

Как показывает практика, проживающий в Крыму этнос численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украинына 1 февраля 1997 года), составляющий около 10% от всего населения, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму и на Украине.

Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, им были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994) на основе национальных квот для "депортированных народов", на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.

Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми — для самообогащения, но не для защиты интересов так называемых "коренных граждан".

Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар проживающих в Крыму по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.

Основываясьна программе "Пути самоопределения крымско-татарского народа", разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э.Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса "коренного народа" и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах".

Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических нрав татар.

Один из них основан на рассмотрении всего этноса как титульного и содержит требование восстановления его "национальной государственности" (при этом введённая на 3-м "курултае" новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение намерено добиваться "самоопределения по национально-территориальному принципу", принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование "национальной государственности" предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами). Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются "коренные народы".

Лидеры и идеологи "меджлиса" как бы не замечают того, что признание татар "коренным народом" в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на "государственность".

Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в"Декларацию о национальном суверенитете крымских татар". То, что новая формулировка требования государственности является не более чем уточнением прежней позиции, а не её существенным изменением, не скрывают и сами лидеры движения: "очень удачным было уточнение программных целей движения.,. — заявил летом 1996 года первый заместитель председателя "меджлиса" Р.Чубаров. — Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему". К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го "курултая" ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты"Декларации о национальном суверенитете крымских татар", которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.

Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических нрав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства на Украине. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина "коренной народ" применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: