double arrow

Овладение звуковой формой слова


Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.В. Миртова, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичева и т.д.

Теории механизмов речи Н.И. Жинкина:

1) образование слов из звуков;

2) составление сообщений из слов.

«Звуковой жест» – это самостоятельная непредикативная нечленимая междометная речевая единица, имеющая сигнальную функцию (часто это сигнал о неблагоприятном психофизиологическом или эмоционально-чувственном состоянии говорящего).

Общепризнано, что в устной речи процесс формирования высказывания протекает параллельно с процессом мышления, тем не менее проблема соотношения сознания и мышления, языка и речи психолингвистами однозначно ещё не решена. Согласно одной из распространённых точек зрения, кодирование речевого сообщения проходит сложный путь от мысли к развёрнутому высказыванию. Всё начинается с возникновения мотива, рождающего потребность что-то передать другому человеку; эта потребность воплощается в замысле, или мысли, которая представляет собой лишь самую общую схему сообщения.

Психолингвисты выделяют три этапа в порождении речевого высказывания. Первый этап: носит психологический характер и связан с мотивами речи, её целями, речевой интенцией. Второй этап: этап внутренней речи – характеризуется семантико-грамматическим формированием высказывания. Развитие внутренней речи идёт от первичных малодифференцированных форм к «внутреннему говорению». На завершающей фазе внутренняя речь максимально развёрнута и приближается по своей структуре к внешней речи.

Третий этап: представляет собой материализацию речевого замысла через звуковое оформление высказывания (внешняя речь).

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.

Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их в памяти в такой комбинации.

Первоначально под воздействием раздражителей внутренней среды организма наряду с разными движениями тела у младенца возникают мышечные сокращения и в органах речи, в результате чего образуется звук (гуление, лепет). Эти безусловные звуковые рефлексы, постепенно совершенствуясь, сначала включаются в первую сигнальную систему, а затем со второго года — и во вторую, уже как элементы речи. При произношении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого нёба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в специальных кинестезических и связанных с ними двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора.

Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста − смягчение речи. Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими. Трехлетние часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: К - Т, Г - Д, а также оглушение звонких звуков.

Произнесение слов в этом возрасте имеет особенности. В русском языке малышам с трудом дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения звука: просто один звук уподобляется другому, потому что ребенок быстрее уловил его и запомнил. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах.

По словам М.Ф. Фомичевой, произношение ребенком каждого звука — это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. У большинства детей трех лет встречаются физиологические, не патологические недостатки звукопроизношения, которые имеют непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка трех лет еще несовершенно функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы.

Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни А.Н. Гвоздев характеризует как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

В период от 1 до 3-х лет четко произносит следующие звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в.

К началу четвёртого года жизни ребёнок в благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка.

Содержание обучения включает в себя:

• преодоление общей мягкости произношения;

• воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков:

• « а», «у», « и», «о», «э»;

• уточнение и закрепление согласных звуков :

• «п», «б», «м», «т», «д», «н», «к», «г», «ф», «в», «с».

а также свистящих звуков – «с», «з», «ц»;

• развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата ;

• подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных («л», «р») звуков.

Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Типичны обратная замена звуков (вместо старого заменителя ставиться вновь усвоенный звук – « шлон», «шобака»). У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных («р», «л») звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов.

В среднем дошкольном возрасте (4 - 4, 5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Многие дети среднего дошкольного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками: Л, Ль, Й. Интересно, что у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями.

А.Н. Гвоздев указывает, что формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией.

В период с 3 -4 лет четко произносит звуки: т, д, н, к, г, х, й, с, с’, з, з’, ц.

Звуки ставятся последовательно – по порядку: т, д, н, к, г, х, с’, с’, з, з, ц, й.

С 4-5 лет: ш, ж, ч, щ, л, л' .

Звуки ставятся последовательно – по порядку: ш, ж, ч, щ, л, л'.

На пятом году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения звуками родного языка.

Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих). Когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно; в неотчетливом произнесении отдельных слов, особенно многосложных. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных, например: одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р]: старушка, лаборатория. Так, например, фразу «Женщина сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести как «Женщина шушила шубу на шолнышке» или как «Зенсина сусила субу за соныске», возможен и такой вариант: «Женщина шушша шубу на солныске». Такое произношение связано с тем, что у некоторых детей или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они еще не умеют четко дифференцировать их на слух в собственном произношении. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают.

Овладение правильным звукопроизношением, как уже было сказано, не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Некоторые дошкольники нередко упорно в течение довольно длительного времени продолжают заменять трудные в артикуляционном отношении звуки более простыми, например, шипящие согласные свистящими. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если такие речевые недочеты наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, необходима специальная логопедическая помощь.

На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это доступно им, конечно, в том случае, если в предшествующих возрастных группах велась соответствующая работа. Без специальной предварительной подготовки для большинства детей такие задания будут невыполнимы. Поэтому очень важно во второй младшей группе, а также в начале учебного года в средней группе познакомить детей с понятием «звук». Возросший интерес к звуковой стороне слова в этом возрасте выражается в том, что дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове, часто играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные звукосочетания.

У дошкольников удлиняется выдох. Гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд. Свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд. Это дает возможность детям произносить фразы, состоящие из большего количества слов.

В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году жизни наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух, а с другой - недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции.

В этом возрасте у ребёнка формируется сознание своих произносительных умений . Под влиянием обучения значительная часть детей начинает правильно оценивать своё произношение и произношение товарищей.

Однако у части дошкольников в возрасте пяти лет наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипящих и сонорных («р», «л») звуков. Поэтому содержание обучения включает в себя закрепление произношение гласных и согласных звуков, обработку произношения свистящих, шипящих сонорных («р», «л») и свистящих звуков. Продолжается работа над дикцией, а также работа над развитием фонематического

слуха и интонационной выразительностью речи.

Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах. На ранних происходит в основном развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятие и понимание устной речи окружающих (её смысла, звукового оформления, интонационной выразительности). На четвертом году жизни осуществляется развитие речевого слуха и моторики артикуляционного аппарата, работа над дикцией, подготовка к произношению трудных в артикуляционном отношении звуков.

На пятом году жизни происходит становление всех звуков родного языка, все фонетические дифференцировки закончены, у детей в достаточной степени развит речевой слух.

Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи.

С 5 лет: р, р’


Двигательный образ произносимого ребенком звука не прямо соотносится со звуком, слышимым ребенком в речи взрослых. Это соотношение происходит через звуковой образ звука, произносимого самим ребенком. Таким образом, артикуляционное движение и его образ в коре больших полушарий головного мозга как бы заключены между двумя звуковыми образами: между звуком, имеющимся в языке взрослых, и между звуком, произносимым ребенком. Именно их различение лежит в основе совершенствования артикуляции звуков. Усвоение звука и связанное с этим правильное произношение возникают тогда, когда эти два звуковых образа совпадают, когда они тождественны. В основе концепции А.Н.Гвоздева лежит предположение, что ребенок не только правильно воспринимает звуки речи взрослых (что в его восприятии очень рано возникает четкая дифференциация), но и правильно слышит свое ошибочное произношение. Даже если предположить, что ребенок совершенно точно воспринимает звуки языка взрослых, то это еще далеко не значит, что он столь же адекватно слышит звуки, им самим произносимые.

Артикуляционная классификация строится с учетом:

1) участия и неучастия губ . В артикуляции гласных «о» и «у», кроме языка отдельное участие принимают губы , которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперёд и округляются . Поэтому гласные «О» « У» называются лабиализованными ( от лат. labia- губы) , а все остальные гласные – нелабиализованными

2) степени подъёма языка к нёбу ( верхний , средний, нижний подъём)

3) места подъёма языка ( передний средний и задний ряд)

Артикуляционная классификация согласных выстроена с учётом пяти основных признаков наличие или отсутствие вибрации голосовых складок :

1способ артикуляции

2)место артикуляции

3) наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу

4)месту резонирования.

по первому признаку наличию или отсутствию вибрации голосовых складок согласные делятся на :

звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом б, б”, д, д”,г,г”, в, в”, з, з”, ж, ж”.

сонорные ( от лат. sono- звучу ) при образовании которых шум почти не присутствует , а преобладает тон голоса : л, л”, р, р”, м, м”, н, н”, и (I)

глухие, в образовании которых участвует только шум , п, п, т, т', к, к’, ф, ф”, с, с”, х, ц, ч’ ,ш, щ.

по второму признаку ( по способу артикуляции )

согласные делятся на смычные – смычно- взрывные б, б, п, п, д, д”, т,т”, г, г”, к, к, и смычно- проходные м, м’, н, н” , л, л”

щелевые ( фрикативные ) в, в’,ф, ф”,з,з”,с,с”,ш, ж, щ ,ч, х, х”,и( i)

3) аффрикаты : ц,ч”

4) дрожащие р, р”

по третьему признаку по месту артикуляции согласные делятся на

1)губные –губные : м, м, п, п, б, б, и губно- зубные : ф,ф,в,в,

2)язычные:

язычно- зубные т, т, д, д, н, н , с, с, з. з, ц

язычно- авеолярные л, л, р,р,

язычно- передненёбные ш, ж, ч, щ,

язычно- средненебные к,г,х,и, ( I) ,

заднеязычные задненёбные г,к, х,

по четвёртому признаку по наличию и отсутствию подъёма спинки языка согласные делятся на

1)твёрдые пары всех согласных , кроме ч, щ,

2)мягкие : мягкие пары всех согласных кроме ш, ж,ц,

3) по пятому признаку по месту резонирования согласные делятся на носовые : м, м, н, н,

4)ротовые : все остальные согласные

Каждый звук, фонема имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесён одновременно к нескольким группам.

Усвоение звуковой стороны речи (по А.Н.Гвоздеву):

1 год 8 мес - «а», «о», «у», «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «нь», «ль», «сь».

1 год 8 мес - «хь», «ць», «й», часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный.

1год 10 мес- 2 года - твердые согласные «н», «т», «д».

2 года- 2года 6 мес - твердые «с», «л», затем «ы», «в», «р». Смешение артикуляционно близких звуков.

2 года 6 мес- 3 года - Усваиваются следующие звуки: «ч», «ш», «ж», «щ» ,твердый «ц».

3-4 года - Звуковая сторона речи усвоена полностью.

4 года- 6 лет - Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении.

Вывод.

Важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание его содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребёнка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребёнка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

Для того чтобы ребенок смог в элементарных формах осознавать звучащую речь, фиксировать знания о звуковой стороне ее в своём сознании, а также использовать в собственной речи, необходимо создавать специальные педагогические условия.

Литература

1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.

2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

3. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.

4.Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила // Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.

5. Левина Р.Е., Никашина ГЛ. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968. — Гл. 3.

6. Леонтьев ЛЛ. Исследование детской речи // Основы тео­рии речевой деятельности. — М., 1974.

7. Леонтьев АЛ. Основы психолингвистики. — М., 1999.

8. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуни­кации). — М., 1997.

9. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М., 1981.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

10.Слобин Д., ГринДж. Психолингвистика. — М., 1977.

11.Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. — 1974. — № 1.

12.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.

13. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М., 1966.

14.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.


Сейчас читают про: