И так, начну с документа «Вещи, необходимые или желательные, для поездки в Гималаи»

Отзыв о проводнике Буторе Юрие Андреевиче, после поездки в Гималаи

В самом начале, хочу сказать отдельное спасибо участникам нашей экспедиции (нас было пять человек, не считая проводника), каждый из них очень интересен. Много знаний о религиях Индуизм и Буддизм я получила конкретно от них, то есть они восполнили не умение, а может не желание, проводника посвятить нас в таинства того, что нас окружало. Я получала невосполнимую моральную поддержку с их стороны.

Свой отзыв хочу посвятить непосредственно работе проводника Бутора Юрия Андреевича http://vk.com/id46606949, намеренно выжидав более месяца после возвращения, чтобы отзыв был построен не на эмоциях, а на реальных событиях. Рекомендую ознакомиться тем, кто планирует поездку в одну из стран, в которые он сопровождает. Подчёркиваю, что данный очерк произошедших событий не несёт в себе обвинений, пусть каждый сам будет себе судьёй. Моя цель предупредить тех, кто как я, спонтанно соберется в одно из серьезных путешествий в обществе выше указанного проводника, чтобы его характерные особенности не стали ещё для кого-то сюрпризом.

Объявление о том, что Юрий набирает группу, я увидела 13.06.14 в не обычном для себя месте – на стене магазина «Медведь», в котором я побывала впервые. В этот же день поделилась информацией с подругой. 17.06.14 подруга познакомилась с Юрием и уже внесла первый взнос на поездку, 18.06.14 – я присоединилась к подготовке. После нашего знакомства Юрий отправил мне по электронной почте несколько файлов: «Отзыв о поездке в Гималаи с Бутором Ю. А. в сентябре 2009 г.», «Программа исследовательско-паломнической поездки в Гималаи 03.07.2014-24.07.2014. (исправленная)» и «Вещи, необходимые или желательные, для поездки в Гималаи».

Мои сборы происходили в рекордно-короткие сроки, при условии, что предыдущая индийская виза у меня закончилась за две недели до начала сборов, и финансов для поездки у меня не было… в файле «Отзыв о поездке в Гималаи с Бутором Ю. А. в сентябре 2009 г.» есть такая фраза: «…Придя к нему и посмотрев в его глаза, как смотрит больная собака на человека, и вверяет себя в его руки. Так и я протянул ему свою руку и доверился ему. Он обнял меня и сказал, что мы вылетаем через несколько дней. Буквально за неделю я собрался, в том числе получив визу. Сборы шли как по маслу. Все говорило о том, что кто-то или что- то толкает меня в Индию. Уже находясь там, я получил несколько подтверждений этому…», которая напоминает то, что происходило со мной.

Во время нашей встречи Юрий рассказал о своей любви к Индии, о том, что составленный маршрут может корректироваться в зависимости от погодных условий и состояния здоровья участников группы, что он подобные экспедиции водил уже не однократно. Всё вышесказанное убедило меня в его профессионализме и ответственном отношении к предстоящей поездке.

Постараюсь излагать в форме: а) что было указано в предоставленных перед поездкой материалах; б) что получили по факту. Под «*» - моё примечание, по возможности напишу рекомендации.

1. а) “загран. с ксерокопиями “

*действительно в каждую поездку за границу мы берем для подстраховки (на всякий «пожарный») в количестве одного экземпляра, в этот раз взяли по три

б) но этого оказалось недостаточно, так как копии требуются в каждом ашраме (иногда и в гостиницах), в которых останавливаешься, так как они не все оснащены копировальным аппаратом + одна при оформлении SIM-карты (об этой было предупреждение в отдельном пункте)

*на протяжении всей поездки мы выслушивали недовольство нашей неподготовленностью

Рекомендация: не ошибетесь, если возьмете 10 копий

2. а) “Часто задают вопросы: Сколько брать одежды, смен белья, насколько теплую одежду и т.п. Все это решается индивидуально. Я, напр., не одеваю в горах перчаток и ни разу не одевал термобелье. Вовсе не значит, что в этом мне надо подражать. Ориентируйтесь на себя.”

б) О том, что во время посещения водопада в поселке Мана потребуется теплая одежда, мы предупреждены не были, хотя необходимые вещи у нас были с собой в Бадринатхе. Сам Юрий тоже был одет легко, но о своей неприхотливости он предупредил в документе, о котором идёт речь, а вот сориентироваться на наше отношение к холодному влажному воздуху (морось или набегающие облака) мы были лишены возможности, так как не были предупреждены об этом своевременно.

*первые подозрения возникли, когда мы уже доехали до Маны и увидели, что местные жители продают толстые шерстяные вещи (носки, шапки, что-то напоминающее пончо), но лично я подумала, что может это просто один из источников дохода, так как у них есть пуховые животные…

Рекомендация: отправляясь к водопаду в Ману не ориентируйтесь на текущую погоду в Бадринатхе, не смотря на то, что находится поселок в 20 минутах езды на джипе, не поленитесь и возьмите собой головной убор и кофту или термобелье.

Теперь, к документу «Программа исследовательско-паломнической поездки в Гималаи 03.07.2014-24.07.2014.(исправленная)»

1. а) “По утрам совместные занятия Йогой на крыше Гэст Хауса или в Ашраме, где мы будем жить.”

б) совместные занятия йогой состоялись всего два раза за время поездки, во время проживания в ашраме Крийя Йоги в г. Ришикеш (один раз в помещении для медитаций, второй, по нашему настоянию, на крыше ашрама)

*в остальные дни по утрам мы с Юрием встречались в ранее им назначенное время (нередко сталкивались с опозданием со стороны проводника) для очередного переезда или совместного посещения одной из реликвий. В ашраме Крийя Йоги в г. Ришикеш каждое утро в 5:30 совершается обряд в комнате для медитаций и читают (поют) мантры, после чего медитация, это мероприятие наш проводник посетил всего два раза, в первые дни, когда нам посчастливилось получить обещанные занятия. Юрий сказал, что все желающие могут посетить уроки йоги, которые ведут местные наставники (за отдельную плату)

2. а) “10-го июля утром выезд на джипе из Ришикеша в Гималаи.

1) Едем до Ганготри, по дороге в Уттаркаши берем разрешение для посещения заповедной зоны. В Ганготри ночуем.

2) Утром 11-го выходим к Гомукху. Через 14 км, в Бходжбасе, ашраме Лал Бабы ночуем, отдыхаем. Утром выходим к Гомукху, 4 км от Лал Бабы. …”

б) дорога на джипе из Ришикеша в Ганготри у нас заняла свыше 13 часов по серпантину – переезд очень тяжелый, даже для человека с хорошим самочувствием, как психологически (иногда ширина дороги была на столько мала, что колеса джипа находились не более чем в одном сантиметре от обрыва), так и физически (из-за многочисленных перепадов высоты и укачивании)

*во время данного переезда двое мужчин из группы (один ехал на самом некомфортном месте – сзади, обложенный рюкзаками, которые необходимо было придерживать), недомогали (повышенная температура) из-за полученного накануне солнечного удара, у одного из них была температура 39,0 + расстройство желудка

Проводник отнесся к состоянию здоровья участников экспедиции равнодушно (сам ехал на самом комфортном месте в джипе - рядом с водителем, ссылаясь на необходимость показывать дорогу водителю, хотя у нас был очень квалифицированный водитель и прекрасно ориентировался на дорогах), перенести на сутки позже ранее запланированный выход к Гомукху – отказался. На этой почве, во время дороги, произошел первый серьезный конфликт между участниками экспедиции и проводником.

Я напомнила о том, что в программе чётко прописана ответственность проводника за здоровье участников экспедиции (выдержка из документа: 1.” В случае завалов на дороге, причиненных дождями, заболеваний отдельных членов группы и других обстоятельств, в Программу могут быть внесены изменения до 30% и более. ”2.“Проводник – оказывает помощь в покупке авиабилетов, оформлении визы, билетов в Индии, заботится о здоровье спутников (аюрведические средства), показывает, где можно хорошо и безопасно поесть, расселяет в гостиницах и ашрамах, рассказывает о посещаемых местах, проводит занятия по йоге и медитации.”). Меня поддержал еще один член команды, тот самый с заднего сидения, пострадавший от перегрева на солнце, остальные приняли решение не подключаться, чтобы окончательно не обострить обстановку, но не помогло. Все претензии нами были высказаны в вежливой форме, но с нажимом на то, что обстоятельства требуют внести корректировки в ранее составленную программу (в сроке аренды джипа были предусмотрены подобного рода задержки).

** У меня во время поездки к водопаду, расположенного не далеко от Ришикеша, проявился первый приступ горной болезни: учащенное сердцебиение до 150-190 ударов минуту, от которого я начинала задыхаться. В течении 3-х дней проводник игнорировал мою просьбу приобрести для меня лекарство снимающее этот симптом, я предложила на выбор: сходить в аптеку со мной или без меня, соответственно продолжить путешествие выше Ганготри я не имела возможности - я приняла решение остаться в гостинице. Приступ повторился в Ганготри, после того как я поднялась, всего лишь, на второй этаж гостиницы (для сравнения: Ришикеш расположен на высоте 350 м/уровнем моря, Ганготри на высоте 3700 м/уровнем моря). Таблетки приобрели с подругой самостоятельно, объясняя симптомы на английском с дополнением языка жестов.

Реакция проводника для всех, кроме одного участника (он уже посещал Индию с группой, под руководством Бутора Ю.А. в 2009 году), была шокирующая: в наш адрес употреблялась нецензурная лексика, подробности опущу, но это всё высказывалось с ужасно-пугающим выражением глаз, что вызывало сомнение в уравновешенности этого человека психически. Свой монолог проводник закончил угрозой того, что во время горного перехода с участниками могут произойти несчастные случаи, в тот момент, когда он подаст руку над пропастью.

После данного инцидента, моя подруга также приняла решение остаться в гостинице, посчитав этого человека не подходящей компанией для первого в жизни длительного перехода в горы.

3. а) “14-го вечером должны добраться до селения Чопта на лесной и горной дороге, соединяющей пути к Кедарнатху и Бадринатх. Там можно переночевать и утром посетить храм Шивы Тунгнатх (подъем 3 км, высота 3.600), для желающих можно еще подняться на вершину горы (4.000 м), храм, медитация.”

б) в связи с тем, что из селения Чопта вновь предстоял длительный переезд, а накануне время в пути было неверно рассчитано и мы были вынуждены часть пути (более часа) проделать в темное время суток, что недопустимо по технике безопасности на горных участках.

Коллегиально было принято решение, что выехать из Чопты требуется не позже 10:00, Юрий сказал, что дорога туда - обратно, вместе с медитацией займет не более 3-х часов, исходя из этого, начало восхождения к храму назначили на 7:00

В итоге, четверо участников спустились к джипу приблизительно в 10:40, а у проводника и еще одного члена группы, медитация затянулась на час дольше. Выехали в 12:00, до Бадринатха добрались не задолго до наступления сумерек (около 19:00), хотя Юрий накануне говорил, что желательно приехать до 17:00, мол проще будет заселиться. Так как нездоровых на голову паломников в Бадринатхе оказалось единицы (мы там оказались в самый опасный обвалами на дорогах период), с заселением проблем не возникло.

4. а) “15-го вечером доезжаем до Гобинд Гхата (дорога к Бадринатху). Ночуем, утром идем до Гангарии, 14 км. Ночуем, утром идем в Долину Цветов. День там или два в зависимости от состояния и желания группы”

б) посещение Долины цветов не состоялось, так как дорога была перекрыта из-за обвала (по словам местных жителей, обвал произошел во второй половине 2012 года, но из-за сложной ситуации дорога еще не восстановлена)

*во время встречи с Юрием в его офисе в центре г.Екатеринбурга, я задала вопрос с чем связано, что экспедиция назначена на сезон дождей и получила исчерпывающий ответ, который меня на тот момент вполне устроил: из-за того, что Долина цветов в именно в этот сезон имеет самый завораживающий вид.

Там у меня возник вопрос (я не стала его задавать проводнику, атмосфера в общении уже достигла апогея): как проводник готовился к экспедиции, что даже не уточнил состояние дороги?

Примерно с такой же проблемой мы столкнулись в Бадринатхе:

На ресепшн гостиницы, в которой жили мы с подругой, нас предупредили о том, что на дороге из Бадринатха произошло несколько обвалов, в связи с чем, она перекрыта. В это время произошла трагедия в семье нашего водителя, из-за чего он экстренно уехал, проделав большую часть пути пешком обратно в Ришикеш (джип остался в Бодринатхе). Кстати, Юрий крайне неуважительно отнесся к семейной трагедии и всячески это выражал в общении с Камлешем (наш водитель) по телефону.

P.S.большую часть времени мы прожили на разных берегах реки Алакнанды

Мы обратились к Юрию с просьбой выяснить какие есть варианты, чтобы и нам начать выбираться. Просьба была воспринята уже в привычной для нас манере, а конкретно – отрицание. Мол ни каких обвалов нет, место здесь очень намоленное и ни чего страшного если мы проведем здесь столько, сколько запланировали, после корректировки маршрута из-за отмены посещения Долины цветов.

Подобное отношение проводника было вплоть до того, когда полиция стала переписывать паломников, находящихся в настоящее время на территории Бодринатха, для того чтоб просчитать количество транспорта, который требуется и начать эвакуацию. Наши с подругой данные полиция записала в районе 10 утра (потребовалось значительное количество времени, чтоб уговорить Юрия по телефону, чтоб он принес документы представителям власти.), документы еще троих и проводника, соизволили предоставить полиции в районе 15 часов. В итоге, на предоставленном полицией транспорте остаток пути до города Джошиматх мы снова проделали в тёмное время суток (добрались в районе 21:00).

5. а) “21-е, 22-е отдых в Ришикеше. Аюрведический массаж, йога, сувениры. 22-го вечером выезд в Дели.

23-го июля Дели. Отдых, храмы, шопинг, сувениры. По желанию и взаимному согласию группы”

б) за две недели до начала экспедиции, было принято решение о том, что часть группы хочет продлить путешествие, запланированное по программе, а часть завершит его по программе.

*только один член команды не имел возможности продолжить путешествие, о чём Юрий был в курсе. Но Юрий не посчитал нужным поставить в известность этого мужчину, о своих планах не сопровождать его из Ришикеша в Дели. Юрий об этом поставил его перед фактом, (назвав его “бывшим член группы”) этот путь с пересадками и самостоятельным приобретением билетов на подходящий транспорт должен проделать в одиночку, не смотря на то, что он абсолютно не владеет даже английским языком, не говоря уж хоть каким-нибудь диалектом хинди (чем изредка пользовался Юрий при приобретении проездных билетов/жетонов, например в метро г.Дели)

6. а) “Поведение в Пути:

Проводник – … рассказывает о посещаемых местах, проводит занятия по йоге и медитации…

Члены группы – должны соблюдать правила и приличия поведения в ашрамах и храмах…”

б) о занятиях йогой я уже сказала, что их наш проводник провел с нами всего два раза.

Что касается рассказов о посещаемых местах, то изредка они были, но не в таком виде, как я себе представляла. Мои представления, естественно – это моё личное дело, но я считаю, если не затронуть эту сторону поездки, то отзыв будет не полным.

*я ожидала, что о посещаемых местах будут рассказывать во время пути к ним или перед ними, и обязательно заранее я буду предупреждена о правилах поведения в том или ином храме, и то каким образом я могу выразить уважение в святом месте, а чем могу нанести оскорбление.

Обычно, перед поездками за границу, я стараюсь прочитать, вышеперечисленные мною ожидания в интернете, но так как в этот раз во время путешествия меня должен был сопровождать русскоязычный проводник, у которого в программе указано информационное сопровождение, соответственно входит в стоимость оплаченной работы, я не стала тратить время на просиживание в интернете, полностью понадеявшись на гида.

В итоге рассказ если был, то происходил уже непосредственно внутри посещаемого места, громким шепотом (я не знаю, может у меня какие-то отклонения, но я очень тяжело воспринимаю информацию, получаемую в таком виде), это иногда происходило даже в тех местах, где висели таблички «Observe silence» (Соблюдайте молчание) или «Keep quiet» (Соблюдайте тишину)

Правила поведения (в некоторых местах женщины должны располагаться отдельно от мужчин, при чём в одном они должны занимать правую половину, а в другом им может быть отведена левая) мы получали тоже внутри, в форме резкого, громкого шепота или одергивания. В общем, у меня, не редко создавалось впечатление того, что Юрий данные места посещал также как и я впервые. Но когда я узнала его получше, я поняла, что причиной является то, что он просто не запоминает подобные вещи (мелочи), так как у него свои особенные интересы и стремление только к очищению кармы, немного на русский манер «согрешил – покаялся», а чужое мнение его не интересует, в том числе чьи-то правила.

Когда на вопрос, что находится в здании-крепости, завладевшем моим вниманием в г. Варанаси я получила ответ - “Понятия не имею, я историей не интересуюсь” (цитата), откровенно говоря, в очередной раз я была поражена. Я понимаю, что можно не знать историю всего, что мы посетили и тем более о каждом здании, но как можно утверждать, что ты любишь ту или иную страну, а именно так утверждает Юрий про Индию, и абсолютно не интересоваться её историей и традициями..?

7. а) “Во время путешествия необходимо держаться группой, кроме тех дней и часов, когда каждый предоставлен самому себе. Быть терпимым по отношению к членам группы и проводнику…”

б) вероятно, данный пункт необходимо было воспринять более буквально по отношению к проводнику, возможно тогда, в поездке преобладали бы другие эмоции…

*много (почти ежедневно в первые две недели) негативных моментов было на финансовой почве. Дело в том, что никто из участников экспедиции не соглашался взять на себя ответственность за общую кассу, на создании которой настаивал проводник. Мы предложили прекрасную, как нам пятерым казалось, альтернативу – это собираться всем вместе каждый вечер, буквально на 5-10 минут, для обсуждения планов на следующий день, в том числе планируемые общие приобретения и их примерную стоимость (билеты, оплата текущего проживания и т.п.). На наш взгляд этот вариант наиболее оптимальный, при условии многочисленных переездов, посещений тех или иных святилищ и большого количества багажа у каждого, ответственности за свои личные документы и финансы вполне достаточно (выдержка из обсуждаемого документа: “ Члены группы должны всегда при себе хранить паспорт, билет и деньги, другие ценности. Грабежей в Индии практически не бывает, но кражи случаются.”). Проводник, единственный из всех, был с нашим предложением категорически не согласен, по его словам, нельзя накануне предусмотреть все ожидаемые затраты, а экстренные сборы недостающих финансов он не приветствует. Кстати, предложенный вариант, что кто-то один может выдать полностью недостающую сумму, а вечером во время общего сбора, эта сумма будет распределена на всех тоже не нашел его поддержки. После многочисленных перебранок на данную тему, Юрий, с видом великомученика, принял на себя этот груз ответственности, но предупредил нас, что если с общей кассой, которая теперь находится у него, произойдет неприятность, то компенсировать из своего кармана он не собирается. Обошлось без эксцессов.

В связи с тем, что четвертая неделя, во время которой мы посетили города Варанаси и Будгая не была прописана в программе, я не буду на ней останавливаться.

А вот о последней «выходке» нашего проводника, хоть она касалась не меня, чувствую необходимость тоже написать.

До Дели из Гаи мы добирались на разных поездах (интервал отправления в три часа), в одном мы с подругой, во втором Юрий с двумя членами группы. Из Дели вылетали тоже в разное время: в районе 17 часов Юрий с компаньоном продолжали путешествие по Индии, после полуночи улетали мы втроем в Екатеринбург. В подробности вдаваться не буду, но Юрий оставил нашего попутчика одного на вокзале г.Дели без денег и средства связи чтоб найти нас. Благодаря отличному знанию английского языка, наш попутчик сумел с нами связаться и добрался в тот район города, где мы гуляли (чтоб не просиживать время на вокзале).

На этом я заканчиваю свой отзыв, надеюсь, он поможет вам сделать верный выбор проводника.

Рекомендация: В случае, если Вы чувствуете уверенность в себе и приняли решение совершить путешествие в компании Бутора Юрия Андреевича http://vk.com/id46606949, настоятельно рекомендую:

- все разговоры с ним записывать на диктофон (телефонные и при встрече), так как он после невыполнения тех или иных условий, ранее обсуждаемых, всегда уточняет наличие аудиозаписи, подтверждающей договоренность с ним

- взять с собой, в распечатанном варианте, переписку из эл.почты и файл с описанием предстоящего маршрута, который он Вам высылал.

Удачной поездки!

Если есть какие-либо вопросы касаемо поездки, можете писать мне на электронную почту nataly.loseva@gmail.com.

P.S. Уважаемый Юрий, искренне надеюсь, что Вы отнесетесь к моему отзыву как взрослый, состоявшийся человек и не удалите его на правах модератора, как Вы поступаете с отзывом Парфёновой Анны. Убедительно прошу, дать возможность людям, планирующим поездку в Индию, здраво оценить то, с чем там можно столкнуться и сделать свой выбор. Ни в коем случае не желала Вас чем либо оскорбить в своём отзыве, на всякий случай, заранее прошу прощения, если Вы разглядите что-то обидное.

С уважением, Лосева Наталия.