Социальная философия Платона

Платон выдвигает теорию идеального государства. Он разрабатывает теоретическую модель оптимального устроения совместной жизни людей.

По Платону, идеальное государство должно представлять собой сообщество трёх социальных групп, трёх классов граждан:

1. Правители (Платон называет их философами). Эту группу должны составлять люди, у которых преобладает разумная часть души. Именно им следует доверить дела правления государством (в силу присущей им мудрости).

2. Стратеги, т.е. воины, стоящие на страже интересов государства. Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает волевая часть души.

3. Производители материальных благ (земледельцы, ремесленники, торговцы). Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает чувственная часть души.

Идеальное государство Платона так же предполагало наличие рабов, однако, рабы не имели гражданских прав и рассматривались, в большей степени, как орудия.

Для стратегов и правителей Платон предлагает общность имущества. Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая концепция воспитания имела единственной целью построить государство-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная собственность должна была уступить место общественной.

Из реально существовавших в его время форм государственного правления Платон наиболее высоко оценивает аристократическую республику. Далее, по убыванию ценности, он расставил:

- тимократию (власть нескольких, основанная на военной силе);

- олигархию (власть нескольких, основанная на их финансовом могуществе); - демократию (власть толпы, неблагородного демоса, народа),

- тиранию (насильственную власть одного человека).

Эстетика Платона.

Искусство Платон оценивает негативно. По его мнению, искусство занимается тем, что копирует внешний, материальный мир. Однако, материальный мир, в свою очередь, сам является лишь копией истинного мира (мира идей). Таким образом, искусство, копируя копию, лишь отдаляет человека от истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: