Цель занятия: проследить особенности развития личности в процессе межличностного общения. Обсудить значение манипуляции в общении и поведении личности, овладеть навыками определения манипулятивных приемов.
1. Характеристики мотивации межличностного общения. Самораскрытие личности в общении и его функции (В.А. Лабунская, сс. 249-256; В.Г. Крысько, сс. 105-115).
2. Взаимопонимание. Характеристики общения, определяющиеся взаимопониманием. Методы изучения взаимопонимания (В.А. Лабунская, сс. 247-273; В.Г. Крысько, сс. 101-104).
3. Что такое манипуляция и манипулирование людьми. Средства, способы манипулирования людьми в общении (В.А. Лабунская, сс. 274-281; В.Г. Крысько, сс. 158-159).
4. Психологические особенности манипулятора. Методы определения склонности к манипулированию (В.А. Лабунская, сс. 282-287).
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 367 с.
2.Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. – 397 с.
|
|
3..Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Уч. пос. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
Дополнительная:
1. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1994.
2. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
4.Доценко Е.А. Психологии манипуляции. - М., 1996.
5.Рюмшина Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении. - Ростов н/ Д, 1997.
Тема 12. Поведение личности в конфликтном общении.
Цель занятия: обсудить различные аспекты поведения личности, Усвоить практические советы для формирования конструктивного поведения и ориентации личности на успех.
1. Конфликт и функции конфликта в общении. Типы поведения личности в конфликте. Конструктивное разрешение конфликта (Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая, сс. 114-120).
2. Конфликт и его функции в жизни человека и общества (В.А. Лабунская, сс. 228-301; В.Г. Крысько, сс. 154-158).
3. Психологические особенности личности, склонной к конфликтному поведению (В.А. Лабунская, сс. 302-304, 308-312; Л.Д. Столяренко, сс. 168-174).
4. Конструктивное разрешение конфликта. Организация практической деятельности по предупреждению отклонений социального поведения (В.А. Лабунская, сс. 304-306, 315-320; А.М. Столяренко, сс. 158-164; Л.Д. Столяренко, сс. 719-720; Л.Д. Столяренко, сс. 378-384*).
5. Понятия «успех», «успешное поведение» в социальной психологии. Факторы и формы успеха (В.А. Лабунская, сс. 321-338).
Литература
Основная:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 367 с.
|
|
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Уч. пос. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
3. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999. – 397 с.
Дополнительная:
1.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 1989.
2.Беркин-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб., 1997.
3.Захаров А.И. Как предотвратить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
4.Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
5.Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001. – 543 с.
6.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
7. Столяренко Л.Д.* Педагогическая психология: учебник для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 542 с.