Социальная среда и формирование человека

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда — духовные и материальные условия жизни.

Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные _ работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей.

Практика реальной жизни человека в определенной социальной среде — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педагогические учреждения общества, его сфер, и нередко конкурирует с ними. Образованность, воспитанность, обученность и развитость личности обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доминирующим влиянием одной из них.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация личности это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет свою автономию по отношению к обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личностные ценности и ориентиры.

Один из ранее распространенных подходов к пониманию социализации – психоаналитический, где социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др).

Представители данного подхода, исследуя социализацию, одни более явно, другие менее, рассматривают её как «субъект–объектный» процесс. Такой подход определил и ключевые понятия в их анализе социализации: интернализация, принятие, освоение, адаптация.

Дюркгейм: «Социализация – ежеминутно испытываемое ребёнком … давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей»

Парсон: «..интериоризация культуры».

В русле второго подхода – интеракционистскогосоциализация трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей ( Ч.Кули, У.Томас и Ф.Знанецкий и Дж.Г.Мид). Мид: «Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида».

Один из типичных представителей этого подхода — У.М.Уэнтворт прямо предлагает рассматривать социализацию как интеракцию, которая есть диалог «активностей».

Таким образом данный подход можно рассматривать как субъект-субъектный.

Диалектический подход (Андреева, Кон, Петровский, Мудрик) определяют социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, этот подход акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Итак, социализация -развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Этот подход мы берем за основу в нашей дальнейшей работе.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в науке особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциапизацией.

Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется РЕСОЦИАЛИЗАЦИЕЙ.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена общества, к которому он принадлежит. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (т.е. в успешной поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Но сущность ее этим не исчерпывается. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.

Эту идею предложил крупный американский ученый Э.Эриксон. У нас в стране ее сформулировала известный психолог Л.И.Анцыферова, которая писала: «На всех ступенях становления личность формируется и развивается, решая жизненно важные, социально детерминированные, все более усложняющиеся задачи. Каждая стадия ставит индивида перед новым типом задач».

В большей мере условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, имеющих определенные нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.)

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории.

Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Решение задач всех трех названных трех групп является объективной необходимостью для развития личности. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) «всплывает», что приводит к якобы совершенно не мотивированным поступкам и решениям.

Социализации осуществляется большим набором средств, специфическим для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.

В связи с тем, что социализация происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами. а так же учитывая его активность в процессе социализации, можно выделить несколько универсальных «механизмов» социализации. Выделяют социально-психологические меха­низмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т.д.

Все они складываются в универсальные механиз­мы социализации: традиционный, институциональный, стили­зованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процес­се взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются спе­циализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализирован­ными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для опре­деленной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функциони­рует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Зна­чимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляет­ся через индивидуальное переживание и осознание, внутрен­ний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстни­ков и т.д.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до одного года), раннее детство (1—3 года), дошкольное детство (3—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), младший подростковый (10—12 лет), старший подростковый (12— 14 лет), ранний юношеский (15—17 лет), юношеский (18—23 года) возраста, молодость (23—30 лет), раннюю зрелость (30— 40 лет), позднюю зрелость (40—55 лет), пожилой возраст (55— 65 лет), старость (65—70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Каналы социализацияи:

1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;

2) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей;

3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;

4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, можно считать, что развитие — общий процесс становления человека; социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате" взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

Первая — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствовано двумя другими группами факторов).

Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (региону, селу, городу, поселку); по принадлежности, к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей;

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общении, игре, спорте) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказывать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и становится наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос

Стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации — от рождения до подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

Стадия индивидуализации — появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как не все еще устоялось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18-25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчиво — концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или обществом. Если же не принимаются, то возможны два исхода:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

б) изменение себя, стремление стать «таким как все», конформизм, соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и обогащает его в процессе активной социальной деятельности.

Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и т.д. Компании сверстников облегчают также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: