Государственное регулирование рынка труда и политика занятости

Тема 3. Рынок труда

В период становления индустриального общества активно формировался и рынок труда. И с самого начала встал вопрос о роли государства в его регулировании.

Английский экономист Адам Смит (1723-1790) обосновал принцип «невидимой руки», отражающий веру в могущество и эффективность стихийного рынка. А. Смит считал, что наибольшая польза для общества достигается, когда каждый следует своим эгоистичным интересам. Из этого следует призыв к невмешательству государства в экономику, что естественно касается и отношений между работодателями и наемными работниками.

В XIX веке в развитых странах формируются основы правового государства. Для этой эпохи характерно представление о роли государства как «ночного сторожа», призванного лишь охранять частную собственность и экономическую свободу предпринимателей. В соответствии с этими принципами и формируется свободный рынок труда. Идя на поводу у капитала, государство устанавливало законы, запрещающие объединения наемных работников (профсоюзы), которые могли бы более организованно отстаивать свои интересы. Не было системы минимальных социальных гарантий для наемных работников.

Наиболее полно либеральные взгляды на рынок труда были изложены английским экономистом Артуром Пигу в книге «Теория безработицы» (1933). Считалось, что в условиях гибкости заработной платы полная занятость будет поддерживаться автоматически, т.к. снижение зарплаты приведет к повышению спроса работодателей на труд. Таким образом, считалось, что повышение зарплаты является фактором, способствующим безработице. Сторонники неоклассической концепции выдвинули также тезис о добровольном характере безработицы. Безработица, по их мнению, носит в определенной мере добровольный характер, возникает как результат свободного выбора, т. к. уволенные люди не хотят менять профессию, место жительства или не соглашаются на более низкую оплату труда.

Вопреки ожиданиям либералов, экономическое развитие сопровождалось острыми социальными конфликтами. Тезис о том, что интересы частных лиц не противоречат общественному благу, что «невидимая рука» обеспечит занятость и социальную гармонию явно не подтверждался. В конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века в развитых западных странах разразился небывалый экономический кризис («великая депрессия») и стало очевидно, что в условиях высокой степени концентрации производства, усложнения экономических связей рыночный механизм регулирования, особенно на макроуровне, дает серьезные сбои.

С этого времени (вплоть до середины 70-х годов) начинается победоносное шествие новой концепции роли государства, теоретическое обоснование которой дано Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946), а практическое начало положено политикой «нового курса» президента США Ф.Д. Рузвельта.

В своей главной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Дж. Кейнс обратил внимание, что наряду с добровольной существует и вынужденная безработица. Кейнс пришел к выводу, что классическая трактовка занятости и безработицы, считающая возможным решить проблему занятости через универсальный регулятор цен, повышая или понижая заработную плату, в современных условиях ошибочна. В кейнсианской модели исходным положением является утверждение, что заработная плата в современных условиях жестко фиксирована и практически не меняется в сторону уменьшения.

Уровень занятости зависит от спроса на труд, который в свою очередь ограничен возможностями реализации произведенной продукции. Таким образом, Кейнс связывал уровень занятости с объемом спроса в масштабах всего общества (совокупным спросом). Эта закономерность была выявлена английским экономистом Олбаном Филлипсом и названа «кривой Филлипса». Инфляция связана с ростом совокупного спроса, а значит и производства.

Учитывая, что более высокий объем производства ведёт к большей занятости, стимулирующая роль умеренной инфляции очевидна. Дж. Кейнс пришел к выводу, что рыночное хозяйство не имеет механизма автоматического восстановления равновесия, поэтому необходимо государственное регулирование экономики. Кейнс предложил ряд рецептов для оздоровления экономики, среди них основное место занимали: расширение инвестиционной деятельности государства, перераспределение доходов с целью повышения спроса широких слоев населения, политика полной занятости, комплекс мер социального характера.

Важнейшим моментом трансформации природы и роли государства после второй мировой войны явилось формирование «социального государства» или «государства благосостояния» т.е. государства, проводящего активную социальную политику путем перераспределения значительной доли общественного продукта в пользу малоимущих слоев. В это время пришло понимание того, что функции государства не должны сводиться исключительно к обеспечению прав и свобод экономической деятельности, частной собственности. Государство признало свою ответственность за благосостояние своих граждан и социальный компромисс в обществе.

После второй мировой войны социальное государство было зафиксировано в конституциях ФРГ, Франции, Италии и других стран. Принцип социальной справедливости стал играть решающую роль, что выразилось в частности в становлении системы социального партнерства, курсе на полную занятость, повышении заработной платы, сокращении рабочего дня, прогрессивном налогообложении, более высоких налогах, взимаемых с бизнеса, установлении минимальных гарантий для всех граждан.

После второй мировой войны в развитых западных странах происходило расширение инструментария государственного регулирования, создавались научные центры по изучению проблем рынка труда и министерства, ведомства и службы, ответственные за практическую реализацию политики занятости.

Одновременно укреплялась ее финансовая база за счет формирования специальных фондов, которые могли бы использоваться в нужное время и в нужном месте для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения рабочей силы. Государственное регулирование рынка труда приобретало разветвленный и постоянный характер.

В целом подобная государственная политика позволила развитым западным странам в течение нескольких десятилетий поддерживать беспрецедентные в истории темпы экономического роста (в среднем около 4-5%), приблизиться к полной занятости (сведя безработицу до 1,5-3% активного населения) и достичь высокого уровня благосостояния населения.

Однако в середине 70-х гг. кейнсианская политика оказалась не в состоянии преодолеть глубокий экономический кризис, охвативший мировое хозяйство в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Научно-технический прогресс и разворачивающийся процесс глобализации вошли в противоречие со сложившимися механизмами регулирования экономики, ориентированными на стабильные и в значительной степени автономные национальные рынки. Гигантское расширение номенклатуры изделий при чрезвычайной ее изменчивости привело к росту рыночной нестабильности и усилило роль рыночных рычагов экономического регулирования. В свою очередь все большая открытость национальных хозяйств, активное проникновение на рынки иностранных товаров понижали действенность государственных средств воздействия на экономику.

В 70-е годы XX ст. в США и странах Западной Европы обнаружилось новое явление – «стагфляция» – сочетание безработицы с инфляцией. Одновременно с заметным спадом производства и ростом безработицы продолжался рост цен.

Неэффективность в новых условиях прежних (кейнсианских) методов государственного регулирования укрепила позиции либерального направления и положила начало так называемой неолиберальной волны в западном обществе с ее лозунгом «минимального государства», затронувшей сферы политики, экономики, идеологии, морали, культуры.

Одной из самых популярных неолиберальных теорий стал монетаризм, который ассоциируется прежде всего с именем нобелевского лауреата Милтона Фридмена. Монетаризм отрицает возможность стопроцентной занятости трудоспособного населения и вынужденный характер безработицы, обусловленной по кейнсианской модели недостаточностью платежеспособного спроса. Монетаристы ввели в оборот понятие «естественного уровня безработицы», который является приемлемым для общества. Это объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (текучесть кадров, миграция, демографические факторы), не связанный с динамикой экономического роста. В настоящее время экономисты считают, что неизбежный уровень безработицы равен примерно 5-6%.

Монетаристы предлагают снизить гарантированный минимум оплаты труда, сократить пособия по безработице, выступают против профсоюзов, приравнивая их к монополиям на рынке труда. В русле неолиберального поворота и перенесения акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства на рынке труда осуществлялся курс «дерегулирования», связанный с либерализацией правил найма и увольнения, повышением гибкости рабочей силы. Важное значение в регулировании занятости отводилось мерам по ограничению предложения рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного перевода на пенсию, сокращения притока иностранных рабочих и т. п.

Под вопрос были поставлены эффективность сложившихся пассивных мер борьбы с безработицей и сама справедливость государства благосостояния. Под пассивным регулированием понимают усилия, направленные главным образом на налаживание системы помощи безработным, поддержание доходов широких групп общества с помощью пособий путем перераспределения доходов.

Неолибералами была выдвинута концепция активного общества. Пассивные программы, включающие в себя меры социальной защиты (пособия по безработице и др.) и основывающиеся на трансфертах доходов, были пересмотрены в сторону ужесточения. В борьбе с безработицей наметился переход к активным действиям по расширению возможностей трудоустройства и повышению эффективности рынка труда в целом. На первый план выдвигаются активные программы занятости, включающие профессиональную переподготовку, поощрение мелкого предпринимательства, в том числе финансовую помощь безработным, желающим создать собственное дело.

Несмотря на определенные успехи неолибералов, ситуация на рынке труда сегодня является крайне сложной: можно с полной уверенностью утверждать, что проблема безработицы приобретает поистине глобальные масштабы. Общей чертой и кейнсианских и неолиберальных (консервативных) концепций занятости являлось то, что кризисные явления на рынке труда не были восприняты ими как структурные, связанные с качественным изменением самой экономической системы.

Такие ученые как Ульрих Бек и Андре Горц указывают, что помимо сферы профессионального труда существуют огромные, еще не в полной мере освоенные пространства для самореализации личности. В этом случае люди не выходят на рынок труда и в этом смысле не являются безработными. В целом конечно речь идет не о полном и окончательном отказе от экономической активности, а о том, чтобы сделать границы двух сфер более прозрачными. Тем самым каждому человеку представится возможность на протяжении года, нескольких лет или всей жизни совершать переходы между семейными делами, профессиональным трудом, досуговыми занятиями, политической активностью, руководствуясь собственными устремлениями и согласовывая свои шаги со сложившейся ситуацией.

Здесь существуют по крайней мере две важные задачи, которые предстоит решить. Во-первых, необходимо повысить общественный престиж вышеперечисленных видов деятельности и в моральном плане уровнять их в правах с профессиональным трудом. Во-вторых, нужно обеспечить этих людей средствами к существованию. Эта проблема очень сложна и пути ее решения еще в полной мере не ясны. В частности, предлагаются «общественные (гражданские) стипендии» для членов добровольческой общественно-полезной организации. Однако это предполагает финансирование из налоговых поступлений, база которых ввиду сокращения занятости уменьшается.

На всех, кто решит остаться в сфере профессиональной занятости, рабочих мест тоже вряд ли хватит. Здесь в качестве политической меры предлагается сокращение рабочего времени при сохранении заработной платы, которое позволит если и не создать новые рабочие места, то, по крайней мере, сохранить старые перед лицом трудосберегающих технологий. Эта мера означает, что бизнесу придется поделиться с работниками доходами от повышения производительности труда.

Становится все более очевидным, что большинство современных проблем на рынке труда все труднее решать методами прямого государственного вмешательства. Поэтому происходит переориентация на косвенные рычаги. Влияя с их помощью на те или иные экономические интересы и стимулы, государство воздействует на поведение участников рынка труда. Повышенное внимание уделяется активному воздействию государства на инфраструктуру рынка труда, включающую государственные службы занятости, биржи труда, переподготовку и психологическую адаптацию безработных и др.

В условиях стремительного научно-технического прогресса и структурной безработицы требуются значительное повышение квалификационной подготовки и организация непрерывного образовательного процесса. Учитывая складывающиеся в результате становления постиндустриальной экономики диспропорции на рынке труда, актуальной становится задача более активного влияния на профессионально-квалификационную структуру рабочей силы путем профессиональной ориентации вступающих на рынок труда и переквалификации старших поколений. Не менее важная задача – повышение пространственной мобильности работников и их способности приспосабливаться к переменам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: