double arrow

Теория истины


Истина — это знание, содержание которого не зависит от человека или человечества. В этом смысле истина всегда объективна. Истинное знание вос­производит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от соз­нания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовать свои действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина не представляет собой нечто застывшее, истина - это процесс.

Противоположное истине понятие - заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.

Если воспринимать истину как подлинное знание о мире, можно говорить о двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная.

Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается во­круг Солнца».

В целом же наше знание о мире относительно. Окружающий мир бесконе­чен в пространстве и во времени, поэтому полностью (абсолютно) познать его невозможно. В этом смысле процесс познания бесконечен, как бесконечен мир.

Относительная истина есть ограниченное, неполное знание о чем-либо. Относительная истина, будучи в целом верным отражением реального мира, содержит в себе и элементы заблуждения.

На любом историческом этапе истины, познанные наукой, не могут счи­таться окончательными (абсолютными), они нуждаются, и всегда будут нуж­даться в дальнейшем уточнении, углублении.

Основой научного познания является процесс движения от знания менее полного к знанию все более полному, вместе с тем постоянное расширение и уточнение наших знаний не может полностью преодолеть их относительность.

Итак, научное знание располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере - истинами относительными, хотя развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного знания. Например, каждая после­дующая научная теория (по сравнению с предшествующей) является более полным и глубоким знанием.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. Философия: Учебное пособие. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону, 2003.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2008.

4. Диалектика познания. – Л., 1985.

5. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.

6. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. – М., 1988.

7. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. – М., 1997.

8. Объяснение и понимание в социальном познании. – М., 1999.

9. Познание в социальном контексте. – М., 1994.

10. Развитие научного знания. Эволюция мышления. – М., 2000.

11. Современные теории познания. – М., 1992.

12. Теория познания: В 4 т. – М., 1991-1995.


Сейчас читают про: