Истина — это знание, содержание которого не зависит от человека или человечества. В этом смысле истина всегда объективна. Истинное знание воспроизводит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от сознания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовать свои действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина не представляет собой нечто застывшее, истина - это процесс.
Противоположное истине понятие - заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.
Если воспринимать истину как подлинное знание о мире, можно говорить о двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная.
Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».
В целом же наше знание о мире относительно. Окружающий мир бесконечен в пространстве и во времени, поэтому полностью (абсолютно) познать его невозможно. В этом смысле процесс познания бесконечен, как бесконечен мир.
Относительная истина есть ограниченное, неполное знание о чем-либо. Относительная истина, будучи в целом верным отражением реального мира, содержит в себе и элементы заблуждения.
На любом историческом этапе истины, познанные наукой, не могут считаться окончательными (абсолютными), они нуждаются, и всегда будут нуждаться в дальнейшем уточнении, углублении.
Основой научного познания является процесс движения от знания менее полного к знанию все более полному, вместе с тем постоянное расширение и уточнение наших знаний не может полностью преодолеть их относительность.
Итак, научное знание располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере - истинами относительными, хотя развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного знания. Например, каждая последующая научная теория (по сравнению с предшествующей) является более полным и глубоким знанием.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
2. Философия: Учебное пособие. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону, 2003.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2008.
4. Диалектика познания. – Л., 1985.
5. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.
6. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. – М., 1988.
7. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. – М., 1997.
8. Объяснение и понимание в социальном познании. – М., 1999.
9. Познание в социальном контексте. – М., 1994.
10. Развитие научного знания. Эволюция мышления. – М., 2000.
11. Современные теории познания. – М., 1992.
12. Теория познания: В 4 т. – М., 1991-1995.