Свободная (чистая) конкуренция

Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром могут быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является «ценополучателем».

Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

1) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;

2) тождественная, стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;

3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствием для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения, например, сложность технологии в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;

4) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.

Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.

Несовершенная конкуренция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: