Применение оценки бизнеса в данном случае в принципе имеет те же особенности (аспекты), которые отмечались в связи с подготовкой к продаже предприятий-банкротов. Отличия заключаются лишь в том, что:
• приватизируемые предприятия совсем не обязательно выступают банкротами (хотя в ряде случаев они действительно по сути приближаются к несостоятельности или могут уже фактически являться несостоятельными), чаще они являются нормально работающими либо способными нормально работать;
• выручка от продажи приватизируемых предприятий или приватизируемых государственных пакетов акций направляется не кредиторам предприятия, а бывшему собственнику, т.е. государству (в федеральный либо местный бюджеты).
С учетом этих отличий все четыре обсуждавшихся выше аспекта остаются справедливыми.
Можно лишь заметить, что значимость и трудности правильной оценки приватизируемого предприятия (либо предприятия, чьи пакеты акций приватизируются) только возрастают, так как указанная оценка в этом случае осуществляется под сравнительно более слабым контролем коммерчески не заинтересованных (в отличие от кредиторов предприятия-банкрота) государственных чиновников. Усиливается вероятность неосознанного или даже сознательного (под давлением заинтересованных лиц) занижения стоимости выставляемых на продажу объектов. Значит, при обосновании продажной (в том числе стартовой на торгах) цены приватизируемых предприятий и их отдельных пакетов тем строже следует руководствоваться принятыми в мировой практике методами оценки бизнеса.
3.2.6 Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов
Санация предприятий-банкротов (официально объявленных таковыми либо фактически несостоятельных, но, тем не менее, выставляемых на приватизацию) предполагает их финансовое оздоровление, направленное на повышение цены, по которой эти предприятия могут быть проданы.
В Восточной Германии, кстати, государство в лице государственного опекунского ведомства под названием «Treuehand» — «Верная рука» (аналога российского Госкомимущества) осуществляло приватизацию после предварительной санации, за государственный счет, приватизируемых предприятий. Это было необходимо, так как продажа предварительно акционированных государственных предприятий там осуществлялась крупными пакетами, предлагавшимися профессиональным инвесторам. Но они ни в коем случае не согласились бы за положительную цену (исключая ставшие печально известными варианты покупки государственных предприятий за символическую одну марку) приобретать убыточные, финансово кризисные предприятия, чье имущество также было невозможно с выгодой продать.
Задача оценки бизнеса применительно к процессу санации финансово кризисных предприятий видоизменяется. Она заключается в прогнозировании оценочной стоимости предприятия {включая прогнозирование ее для отдельных конкретных инвесторов) после того, как будет выполнен запланированный комплекс санационных мероприятий, т.е. в прогнозировании будущей — по истечении периода, отведенного на санацию — обоснованной рыночной и инвестиционной стоимости предприятия.
При этом, как указано выше, эта стоимость будет многовариантной в зависимости от того, какие конкретные санационные мероприятия будут одобрены.
На предприятиях, официально объявленных банкротами, сформулированная выше задача становится одной из важнейших функций профессионально подготовленных внешних (антикризисных) управляющих. В отчете об оценке предприятия-банкрота, который ими должен быть представлен собранию кредиторов после назначения этих управляющих в интересах кредиторов они должны не просто констатировать, сколько предприятие-банкрот стоит на данный момент. Они должны также представить на решение кредиторов как минимум две альтернативы:
а) продавать предприятие по его текущей и, как правило, весьма низкой, определенной ими цене (что обещает кредиторам покрытие выручкой от этой продажи лишь очень незначительной части их зависших долгов; в Украине на этот счет статистики еще нет, а в Германии в таких случаях в среднем кредиторам возмещается не более 10% долгов);
б) согласиться на более продолжительную санацию предприятия-банкрота, которая, если исходить из предложенного плана санационных мероприятий и прогнозных оценок стоимости предприятия после санации, позволит повысить продажную цену предприятия и увеличить выручаемые для кредиторов от его продажи средства.
С учетом фактора времени и, возможно, требующихся от кредиторов для санации дополнительных затрат, кредиторы тогда могут сами решить (в определенной мере снимая с антикризисного управляющего ответственность за слишком низкий процент возмещения им долгов), какую альтернативу выбрать.
Санационные мероприятия, влияющие на оценку бизнеса, могут быть трех родов:
• санация в режиме экономии;
• санация на основе вновь начинаемых инвестиционных проектов (как правило, краткосрочных или с коротким сроком окупаемости, с небольшими стартовыми инвестициями);
• санация на основе продолжения ранее начатых на предприятии перспективных инвестиционных проектов, на которые ему не хватило времени и средств, но которые обещают в скором времени значительную отдачу.
Особенно интересными и многообещающими способны оказаться санационные мероприятия второго рода — на основе удачно подобранных (доступных предприятию и по дополнительным затратам — его кредиторам) вновь начинаемых инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости. Эти проекты чаще всего базируются на инновациях, т.е. новых технологиях (в широком смысле этого слова, подразумевающем освоение выпуска новых для предприятия, а возможно и для рынка, продуктов, усовершенствования в технологических процессах и пр.). Именно поэтому во второй части пособия автор и уделяет столько внимания инновациям и их влиянию на оценку бизнеса.
Что касается финансирования санационных мероприятий, выходящих за рамки режима экономии, то это — особая тема, по поводу которой здесь отметим следующее.
Во-первых, оно часто ложится на плечи самих кредиторов предприятия-должника — в форме реструктуризации на время санации его долгов (переноса сроков уплаты по ним текущих процентов и основной части долга) или предоставления дополнительных займов и поставок в кредит. При этом для кредиторов действует принцип: если есть шанс позднее получить все весьма значительные по размеру долги (или более весомую, чем это реально сегодня, их часть), оказав небольшую финансовую помощь должнику, то, возможно, имеет смысл сделать это. Поэтому управляющим финансово-кризисных предприятий в части заемного финансирования стоит попытаться обратиться именно к уже существующим кредиторам.
Во-вторых, в части привлеченных средств финансово-кризисные (официально уже признанные банкротами) предприятия с разрешения собрания кредиторов, где голосование проходит пропорционально долгам банкрота конкретным кредиторам (включая поставщиков и работников), могут попытаться реализовать особо эффективные для них инвестиционные проекты (инновации) через специально учреждаемые под них венчурные («под проект») дочерние предприятия, куда привлеченный капитал сторонних участников (пайщиков, акционеров) придет с гораздо большей вероятностью, чем в отягощенную долгами материнскую фирму. Это может касаться даже и лучших перспектив на мобилизацию заемных средств, на этот раз не только от прежних кредиторов. В-третьих, на финансирование особо эффективных и быстрых по окупаемости инвестиционных проектов могут быть брошены и последние резервы самофинансирования финансово-кризисных предприятий, в том числе, если говорить сугубо практически, даже средства, выделенные для погашения не грозящей немедленными санкциями кредиторской задолженности, пени по которой будут покрыты прибылями от инвестиций с коротким сроком окупаемости.
Существуют, конечно, и иные, более сложные, схемы финансирования финансово-кризисных предприятий (особенно если их еще не успели официально, по суду, признать банкротами). Такие схемы зачастую связаны с реорганизацией этих предприятий, что более всего характерно для крупных предприятий.
Популярной схемой, в частности, является дробление (down-sizing) предприятий с выделением в отдельные фирмы как особо невыгодных продуктовых линий и занимающихся ими подразделений, так и, наоборот, особо выгодных. Цель при этом заключается, с одной стороны, в освобождении материнского предприятия от убытков по коммерчески неперспективным бизнес-линиям (с перенесением также на директорат заведомо убыточных выделяемых предприятий забот и затрат, связанных с сокращением работников и продажей малоликвидных специальных активов). Другой становящейся популярной стратегической схемой выступает так называемая «промышленная очистка активов» предприятия-должника. Эта схема предполагает учреждение им или, что более предпочтительно, кем-то из его владельцев нового предприятия, которое берет на себя частичные гарантии по просроченным долгам должника, а затем через суд накладывает арест на ключевое имущество должника, из-за которого вновь созданному предприятию приходится или придется отвечать по взятым на себя гарантиям. Это вновь созданное (но с прежними владельцами) предприятие входит в права на указанное имущество, а предприятие-должник тем временем благополучно добровольно ликвидируется или объявляет себя банкротом. При этом большая часть его долгов так и остается неоплаченной, а ранее созданное предприятие-гарант, проявившее более высокий, чем многие пассивные кредиторы, уровень судебно-исковой активности, получив необходимое имущество, «начинает с чистого листа», т.е. очистив это имущество от долгов.
Однако у этих интересных стратегических реорганизационных схем финансирования санации, как правило, имеются минимум два коренных недостатка:
• реорганизация не успевает к моменту, когда приходится принимать окончательные решения по поводу судьбы фирмы и ее менеджеров, привести к ожидавшимся от нее результатам;
• применяемый метод реорганизации по иску третьих заинтересованных лиц (или по заключению государственных органов типа Антимонопольного комитета либо Управления по делам о несостоятельности и банкротствам) достаточно часто признается или может быть признан незаконным (в целом или в отдельных ключевых моментах).
Поэтому все же главное внимание при организации и финансировании санации, а также прогнозировании ее влияния на стоимость предприятия необходимо уделять не прожектам какой-либо очень уж хитрой реорганизации, а анализу бизнес-линий и имущества, реализация которых может улучшить финансовое положение и оценку предприятия.
В табл. 3.1 приведена схема, в которой наглядно показаны все основные обсуждавшиеся моменты: разные понимания предмета оценки бизнеса, цели оценки бизнеса в соответствии с альтернативными пониманиями предмета оценки, а также специальные применения оценки бизнеса.
Таблица 3.1. Предметы, цели и специальные применения оценки бизнеса
Предметы оценки бизнеса | Цели оценки бизнеса | Специальные применения оценки бизнеса |
Оценка бизнес-линий | Оценка фирмы по сумме стоимостей ее бизнес-линий (плюс нефункционирующие активы) Оценка стоимости цессии по контрактам, составляющим бизнес-линию | Определение цены выкупа компанией акций (паев) у выходящих из нее акционеров (пайщиков) Обоснование правомочности эмиссии новых акций |
Оценка рыночной стоимости однопродуктового предприятия Определение рыночной ценности инвестиционного проекта Оценка рыночной стоимости уставного капитала вновь учрежденного для реализации инвестиционного проекта предприятия | Оценка имущественного взноса в ООО, если он делается в форме акций, долей в других предприятиях, прочих ценных бумаг или имущественного комплекса Определение продажной цены предприятий-банкротов | |
Оценка фирм | Оценка надежности трендов в изменении рыночных котировок открытых компаний | Оценка обоснованной продажной цены для приватизируемых предприятий (или принадлежащих государству пакетов их акций) Прогнозирование продажной цены санируемых предприятий |
Мониторинг оценочной стоимости закрытых компаний | ||
Проработка продажной цены закрытых компаний (а также компаний с недостаточно ликвидными акциями) | ||
Использование для представления полной и истинной картины финансового состояния аудируемых фирм |
Однако все же главным применением оценки бизнеса является простая практическая ситуация, когда в интересах подготовки обычной сделки по купле—продаже того или иного пакета акций (доли) любого предприятия оказывается необходимым прикинуть, какая же цена за него (отталкиваясь от оценки предприятия в целом — 100% его акций) может считаться разумной или максимально приемлемой.
Особенности практической оценки бизнеса как оценки имущественных комплексов