Иерархия ценностей

Система ценностных ориентации личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуаль­ные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его раз­вития. Поскольку нормы социума являются одним из важнейших источников формирования ценностных ориентации, последние, в отличие от многих других личностных характеристик, в значитель­ной степени определяются индивидуальными представлениями человека о социальной желательности. Поэтому индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценност­ных предпочтений социокультурного окружения.

Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенно­му обществу, в той или иной степени ориентируется на весь на­бор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все при­надлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Ориента­ция на ту или иную ценность или группу ценностей автоматичес­ки подразумевает определение ранга ее значимости по отноше­нию ко всем остальным, т. е. предполагает наличие иерархической системы ценностных ориентации. По словам Э. Фромма, систе­ма ценностных ориентации, или «система ценностных координат карты мира», есть у каждого индивидуума. В этой связи более корректно говорить не о «сформированности» либо «несформированности» системы ценностных ориентации конкрет­ного человека, а об уровне ее развития, который определяется доминированием в ней того или иного ценностного «пласта».

В современной психологии предложена главе треху­ровневая модель ценностной системы личности, где все ценности разделены на три группы: ценности адаптации, ценности социализации, ценности индивидуализации.

К ценностям адаптации, относится все то, что направлено на ус­транение тревоги по поводу физической и экономической безо­пасности, на сохранение достигнутого. Буквально к данному типу ценностей в современном обществе обычно относят следующее: «выжива­ние», «жизнь не хуже, чем сейчас», «сохранение сил и здоровья», «достойная зарплата и пен­сия», «отсутствие нужды», «уверенность в завтрашнем дне», «душевное равновесие и покой», «чтобы не было страха», «мир, чтоб без крови», «стабильность в обществе», «порядок в стра­не» и т.п.

Ценности социализации, обусловленные ориентацией на дру­гих людей, на интеграцию в обществе, на достижение опреде­ленного социального статуса. Это такие позиции как «семья», «нормальные дети и внуки», «хорошая работа», «карьера», «большой круг дру­зей», «чтобы ценили, любили и понимали» и пр.

Ценности индивидуализации направлены на развитие, на самоактуализацию, они имеют скорее автономный характер. К этой группе можно отнести «самосовершен­ствование», «интеллектуальное и духовное развитие», «активность», «реализация себя в работе, приносящей пользу людям», «воз­можность приложить свои силы на благо России» и т.д.

По результатам современных исследований при сопоставлении ценностных предпочтений мужчин и жен­щин обращает на себя внимание заметно большая ори­ентация мужчин на ценности адаптации. Профессиональная де­ятельность для мужчин также выступает преимущественно средством материальной обеспеченности, в отличие от женщин, которые в нашем исследовании чаще связывали работу с опре­деленным социальным статусом, престижем или межличностны­ми взаимоотношениями. Кроме того, женщины существенно чаще упоминают о значимости хорошего психологического климата, благополучия в семье, об отношениях с детьми и т.п. Описан­ные тендерные различия, видимо, во многом объяс­няются традиционным разделением ролей в семье, где мужчина является ответственным за ее внешнюю безопасность и мате­риальное обеспечение, а женщина - за внутрисемейные отно­шения и развитие детей.

Наиболее существенные различия в типах ценностных ориентаций по результатам современных исследований обнаруживаются меж­ду возрастными группами. Молодые люди существенно реже ориентируются на ценности адапта­ции и отчетливо чаще - на ценности социализации и индивиду­ализации, чем люди старшего возраста. Оче­видно, что в молодости человек строит жизненные планы на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружаю­щее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный «временной локус» системы ценностей в молодом, среднем и пожилом возрасте, в качестве источников и направленности которой выступает будущее, на­стоящее или прошлое. В этом контексте можно упрощенно ска­зать, что ценности адаптации, социализации и индивидуализа­ции отражают ориентацию соответственно на прошлое, настоящее и будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: