Система ценностных ориентации личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Поскольку нормы социума являются одним из важнейших источников формирования ценностных ориентации, последние, в отличие от многих других личностных характеристик, в значительной степени определяются индивидуальными представлениями человека о социальной желательности. Поэтому индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценностных предпочтений социокультурного окружения.
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Ориентация на ту или иную ценность или группу ценностей автоматически подразумевает определение ранга ее значимости по отношению ко всем остальным, т. е. предполагает наличие иерархической системы ценностных ориентации. По словам Э. Фромма, система ценностных ориентации, или «система ценностных координат карты мира», есть у каждого индивидуума. В этой связи более корректно говорить не о «сформированности» либо «несформированности» системы ценностных ориентации конкретного человека, а об уровне ее развития, который определяется доминированием в ней того или иного ценностного «пласта».
|
|
В современной психологии предложена главе трехуровневая модель ценностной системы личности, где все ценности разделены на три группы: ценности адаптации, ценности социализации, ценности индивидуализации.
К ценностям адаптации, относится все то, что направлено на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого. Буквально к данному типу ценностей в современном обществе обычно относят следующее: «выживание», «жизнь не хуже, чем сейчас», «сохранение сил и здоровья», «достойная зарплата и пенсия», «отсутствие нужды», «уверенность в завтрашнем дне», «душевное равновесие и покой», «чтобы не было страха», «мир, чтоб без крови», «стабильность в обществе», «порядок в стране» и т.п.
Ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса. Это такие позиции как «семья», «нормальные дети и внуки», «хорошая работа», «карьера», «большой круг друзей», «чтобы ценили, любили и понимали» и пр.
|
|
Ценности индивидуализации направлены на развитие, на самоактуализацию, они имеют скорее автономный характер. К этой группе можно отнести «самосовершенствование», «интеллектуальное и духовное развитие», «активность», «реализация себя в работе, приносящей пользу людям», «возможность приложить свои силы на благо России» и т.д.
По результатам современных исследований при сопоставлении ценностных предпочтений мужчин и женщин обращает на себя внимание заметно большая ориентация мужчин на ценности адаптации. Профессиональная деятельность для мужчин также выступает преимущественно средством материальной обеспеченности, в отличие от женщин, которые в нашем исследовании чаще связывали работу с определенным социальным статусом, престижем или межличностными взаимоотношениями. Кроме того, женщины существенно чаще упоминают о значимости хорошего психологического климата, благополучия в семье, об отношениях с детьми и т.п. Описанные тендерные различия, видимо, во многом объясняются традиционным разделением ролей в семье, где мужчина является ответственным за ее внешнюю безопасность и материальное обеспечение, а женщина - за внутрисемейные отношения и развитие детей.
Наиболее существенные различия в типах ценностных ориентаций по результатам современных исследований обнаруживаются между возрастными группами. Молодые люди существенно реже ориентируются на ценности адаптации и отчетливо чаще - на ценности социализации и индивидуализации, чем люди старшего возраста. Очевидно, что в молодости человек строит жизненные планы на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный «временной локус» системы ценностей в молодом, среднем и пожилом возрасте, в качестве источников и направленности которой выступает будущее, настоящее или прошлое. В этом контексте можно упрощенно сказать, что ценности адаптации, социализации и индивидуализации отражают ориентацию соответственно на прошлое, настоящее и будущее.