Двухфакторная Теория Ф.Гергберга

1. Потребности делятся на гигиенические факторы.

2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой.

3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А. Маслоу и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека.

4. Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководители должны сами вникать в сущность работы.

Во второй половине 50 - х годов Фредерик Герцберг вместе со своими сотрудниками разработал модель мотивации, основанную на потребностях.

Фредерик Герцберг считал, что потребности делятся на гигиенические и мотивационные факторы:

Гигиенические факторы - связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Наличие данных факторов не дает развиваться неудовлетворению работой. Сами по себе они не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека на что - либо.

Мотивирующие факторы - связаны с характером и сущностью работы. Отсутствие этих факторов не приводит к неудовлетворенностью работой, но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с теорией А.Маслоу. Гигиенические факторы Ф. Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем, его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней А. Маслоу. Но они расходятся в том, что А. Маслоу рассматривает гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Например, если давать возможность удовлетворять одну из данных потребностей, то в ответ на это индивид будет лучше работать. Ф. Герцберг же, напротив, считает, что индивид начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

Для того, чтобы использовать теорию Ф. Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определять и указывать то, что они предпочитают.

Хотя эта теория эффективно использовалась, но в ее адрес поступали и критические замечания. Эти замечания были связаны с методом исследований. Когда людей просили описать ситуации, когда им было хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывали благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов ими контролируемых, а неблагоприятные с ролью других людей и вещей объективно не зависящих от опрашиваемых.

Вывод

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за пределы присущих ему природных потребностей.

В процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над ними.

Список используемой литературы

1 Л.Хьелл, Д.Зиглер Теория личности 2005 г.

2.Ахмедов Т. Введение в общую психотерапию 2005 г.

3 Бережной Н. М. Социальная философия. - М.: Дело, 2002.

4 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П., Попов А.В., Самыгин С.И. Соцциология 1992 г.

5 Ершов П. М. Потребности человека. - М.: Инфра-М, 2003.

6 Иванченко Н. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. - М.: Логос, 2002.

7 Климов Е.А. Общая психология 1999 г.

8 Маргулис А. В. Проблемы потребности в историческом материализме. - Белгород.: БТУ, 1995.

9 Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

10 Мескон М.Х., Федоури Ф. - Основы менеджмента 1992

11 Самсин А. М. Социально-философские проблемы исследования потребностей. - М.: Наука, 1999.

12 Социальная философия: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. В.Н.Антонова, проф. В.П.Ратникова - М.: Культура, 1998.

13 Столяренко Л.Д. Основы психологии 1999 г.

14 Шаповалов В.Ф. Основы социальной философии: от классики до современности. - М.: ТД "ГРАНД", 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: