Тема 5. Аскетические писатели и богословы V-VII вв

Лекция 7. Восточные аскетические писатели. Прп. Диадох Фотикийский, Варсанофий, Иоанн и Дорофей Газские. Кирилл Скифопольский и Иоанн Мосх. Прп. Иоанн Лествичник и прп. Исаак Сирин (Ниневийский). Прп. Максим Исповедник (как аскетический писатель) и Фалассий Ливийский. Их вклад в агиографию и аскетическое богословие.

Тексты: Флоровский Г.В. Восточные Отцы V–VIII в. М., 1992. С. 140–194; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: «Православный паломник», 1998;

Вопросы: 1) Какие жанры аскетической литературы были распространены в Византии в V–VII вв.? 2) Какую роль в аскетической письменности сыграла «Лествица» прп. Иоанна Сининайского? 3) Какое место в православном аскетическом богословии занимает прп. Исаак Ниневийский?

Тема 6.Византийские полемисты с моноэнергизмом и монофелитством в VI-VII вв.

Лекция 8. Анастасий Антиохийский, Евлогий Александрийский, Софроний Иерусалимский и Анастасий Синаит. Обзор их биографий, литературных трудов и особенностей богословского учения. «Doctrina Patrum» и другие догматические и экзегетические флорилегии.

Тексты: Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII в. М., 1992. С. 128-134; Антология восточно-христианской мысли // Сост. и ред. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков. СПб., 2009. Т. 2. С. 71-99.

Вопросы: 1) Каковы причины возникновения моноэнергизма и монофелитства в Византии VII в.? 2) Кто были главными полемистами с монофизитством, моноэнергизмом и монофелитством в рассматриваемый период? 3) Что такое «догматические» и «экзегетические флорилегии»?

Лекция 9. Прп. Максим Исповедник. Обзор его биографии и литературных трудов. Великий богословский синтез: мистико-аскетическое учение, учение о Боге: бытие, сущность и свойства Божии, триадология, учение о творении и Божественных логосах. Онтология и структура тварного бытия. Антропология. Учение о грехопадении и его последствиях. Сотериология и христология. Учение о двух энергиях и двух волях во Христе. Эсхатология и учение о конечном обожении твари. Полемика с оригенизмом.

Тексты: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996; Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII в. М., 1992. С. 195-227; Антология восточно-христианской мысли // Сост. и ред. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков. СПб., 2009. Т. 2. С. 100-209.

Вопросы: 1) Какой вклад внес прп. Максим Исповедник в православную догматику? 2) Какой вклад внес прп. Максим Исповедник в полемику с монофизитством, моноэнергизмом, монофелитством и оригенизмом? 3) Почему прп. Максим может считаться основоположником византийского литургического символизма?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: