Вопрос. Политико-правовое учения Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Основные труды: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Основные концепции Цицерона:

1. Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. «Народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

2. Основная причина происхождения государства не в слабости людей, а в их врожденной потребности жить вместе.

3. Семья трактуется как первоначальная ячейка общества.

4. Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

5. Разум – высшая и лучшая част души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке.

6. В зависимости от числа правящих выделяются три формы правления:

1) царская власть –все прочие люди устранены от участия в принятии решений и законов, народ не пользуется свободой и отстранен от власти;

2) власть оптиматов (аристократия) –власть находится в руках у выборных;

3) народная власть (демократия) –такая община, в которой все находится в руках народа.

Концепцию наилучшей (смешанной) формы государства Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).

Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в том, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Данная позиция отчетливо проявилась в политическом лавировании Цицерона между «оптиматами» и «популярами» – приверженцами, условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи и низы общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: