Родоначальником ренессансного платонизма был крупнейший европейский
мыслитель
XV в. Николай Кузанский (1401— 1464). Он родился в Германии—в местечке Куза
Трирской епархии, в семье зажиточного крестьянина-рыбопромышленника Иоганна
Кребса. Свое первоначальное образование он получил в Девентере в школе
«братьев общей жизни». Это формально светское, но по характеру своему
близкое к монашеству сообщество, возникшее на основе религиозного движения
«нового благочестия» в Нидерландах во второй половине XIV в., ставило своей
целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной
религиозности. Господствующей внешней обрядности и хитросплетениям
схоластической теологии «братья» противопоставляли стремление к
совершенствованию путем «подражания Христу», его земным поступкам и
человеческим добродетелям. Мистицизм «братьев общей жизни» способствовал
отчуждению будущего философа от «рационализма» схоластического богословия.
В дальнейшем он продолжил образование в Гейдельбергском и Падуанском
|
|
университетах, где стал доктором канонического права, а позднее—в Кельнском
университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие
неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого.
Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает
успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования
церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448г.) кардиналом. Его
многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к попыткам
восстановления единства и авторитета католицизма, достижению мира и
согласия вероисповеданий; он принимает участие в посольстве в
Константинополь с целью добиться участия православной церкви в Феррарско-
Флорентийском соборе, ведет переговоры с гуситами, выдвигает планы
имперских реформ, борется с развращенностью духовенства. Благодаря
покровительству пап (особенно папы-гуманиста Пия II) Николай Кузанский
играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни Европы своего времени,
вместе с тем уделяя большое внимание ученым занятиям. Им оставлено обширное
литературное наследие, включающее научные трактаты и проповеди, сочинения
по философии, богословию, по церковно-политическим вопросам и объединяемое
единой системой религиозно-философских воззрений[1].
Философия Николая Кузанского тесно связана с традицией средневекового
неоплатонизма начиная с «Ареопагитик» (творений, приписывавшихся по
церковной традиции ученику ап. Павла Дионисию Ареопагиту) и включая
тяготеющий к неоплатоническому пантеизму труд Иоанна Скота Эриугены «О
разделении природы», сочинения средневековых.