Понятие и сущность права

Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от

того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые

категории, а также отраслевые поня-тия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический

смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность,

ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание

людей.

Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях прояв-ляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.

Право - это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Свойства права - качества, характеристики, отличающие это явление от иных, сходных с ним. Значит, объективные свойства права - это то, что отличает право от иных регуляторов пове-дения.

Эти свойства называются объективными потому, что от конкретного человека не зависят.

Можно выделить следующие объективные свойства права:

1. нормативность;

2. общеобязательность;

3. принудительность;

4. формальная определенность;

5. системность;

6. динамизм и стабильность;

7. реальная применимость.

Нормативность права означает, что право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения.

Общеобязательность означает, что нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся

Принудительность означает, что если лицо добровольно на исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно на-казать его за отступление от правовых требований.

Формальная определенность. Определенность означает, что поведение людей фиксиру-ется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в оп-ределенной форме.

Системность означает, что в праве все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других. Системность означает, что все правила четко разде-лимы, но при этом согласованы друг с другом.

Динамизм и стабильность показывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Общество постоянно меняется, право же призвано вносить стабильность в жизнь об-щества. Динамизм права - это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни.

Реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жиз-ни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует.

Функции права

Социальное назначение права конкретизируется в его функциях.

Функции права - это определяемые его сущностью и социальным назначением

основные направления воздействия права на поведение людей, общественные

отношения.

Выделяют:

1. Общесоциальные функции права, их понимают двояким образом.

В одном варианте под общесоциальными функциями понимают направления действия права в различных сферах, областях общественной жизни (влияние права на экономику, отноше-ния людей в семье, в коллективе и т. д.). В другом варианте общесоциальные функции - это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. К общесоциальным функциям права относятся:

• Ценностная (ценностно-ориентационная) функция. Воздействие состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право аккумулирует ценности, принятые в данном обществе.

• Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества - традиционной (обычной), нравственной, религиоз-ной (конфессиональной), - право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятель­ный фактор духовной жизни страны.

• Информационная функция. Право представляет собой определенную информацию - о пра-вовом и неправовом, законном и незаконном, правомерном и неправомерном, о содержа-нии неких правовых категорий и т. д.

2. Специально-юридические функции - такое воздействие права, которое
свойственно только праву, специфично для права, в них право реализуется
через специальные, присущие толь-ко этой нормативной системе,
юридические средства.

Специально-юридические функции права делятся на две группы: регулятивные и охрани-тельные.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права - ре-гулировать общественные отношения: 1) фиксировать субъектный состав правовых отношений; 2) определять круг жизненных обстоятельств

(юридических фактов), с которыми нормы права свя-зывают наступление тех или иных юридических последствий; 3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

• Регулятивно-статическая функция. Ее смысл в том, чтобы закрепить, зафиксировать дос-тигнутый уровень развития общества.

• Регулятивно-динамическая функция. Ее задача - обеспечить положительное развитие об-щества; средства реализации этой функции - обязывание (позитивное).

• В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздейст-вия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сфе­ры деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия.

Принцип права - основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направ-ленность правового регулирования.

С точки зрения охвата выделяют принципы:

1. Общеправовые - действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы состав-ляют предмет общей теории права.

2. Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права (например, принципы судо-производства).

3. Отраслевые - действуют в отдельных отраслях права (например, принцип единобрачия, принцип равенства супругов в семейном праве).

4. Принципы правовых институтов - положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права (например, институт договора в гражданском праве строится на ос-нове таких принципов, как обязательность выполнения условий договора, недопустимости одно-стороннего отказа от исполнения договора и др.).

К общесоциальным принципам права относят:

•политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

•экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

•нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод че-ловека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят:

•принцип законности;

•принцип равенства перед законом;

•принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

•принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

•принцип единства прав и обязанностей;

•принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

2. Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:

во-первых, четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;

во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

в-третьих, точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правопри-менительную деятельность государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.

Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.

По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.

Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики,

Исходные нормы участвуют в правовом регулировании не напрямую, а опосредованно, в тесной связи и единстве с нормами – правилами поведения, нормами непосредственного, прямого регулирования, составляющими основную, ббльщую часть юридических норм.

С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженные в ст. 46,47,48,51,53,54,123 Конституции РФ – для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права). Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, экологического, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Процессуальные правовые нормы – правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами.

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: