Ш. И. Де Сен-Пьер Избранные места из проекта вечного мира (В изложении жж руссо)

Если бы общественное устройство, как полагают, было плодом разума в большей мере, чем страстей, нужно ли было бы ждать так долго, чтобы увидеть, слишком ли много или слишком мало сделано им для нашего счастья, увидеть, что Все мы в гражданском состоянии совместно с нашими согражданами и в природном состоянии вместе с остальным человечеством предотвращали частные войны лишь для того, чтобы разжечь из них всеобщие, в тысячу раз более ужасные, [с. 108J Что, объединяясь в группы из нескольких 1 человек, мы на деле становимся врагами рода человеческого.

Если существует какое-либо средство устранить эти опасные противоречия, то им Может быть лишь форма конфедеративного правления, Которое, объединяя народы узами, подобными тем, что сплачивают отдельных индивидов, подчиняет равным образом и тех и других авторитету законов. Подобное правление к тому же кажется предпочтительнее, чем всякое другое, потому что оно равным образом несет выгоды и большим и малым государствам" потому что благодаря своей мощи оно внушает почтение своим соседям, потому также, что в нем неукоснительно соблюдаются законы и оно, только оно одно, способно удерживать в повиновении подданных, вождей и иноземцев.

Хотя эта форма правления выглядит в ряде отношений новой - да и самом деле, она была правильно понята только в новое время, - древним

она также была известна. У греков были свои амфиктионы, у этрусков были IIУКУМОНЫ, У латинян - ферии, у галлов - цитеи - их народные собрания; последние дни Греции были прославлены Ахейским союзом. Но ни одно из,тих обществ не достигло мудрости сообщества германских государств, Гельвитической лиги и Генеральных штатов[2]. Существование этих политических учреждений в столь малом числе и столь далеких от совершенства, на которое, как видно, они способны, объясняется тем, что наилучшее не достигается с такой же легкостью, с какой его можно себе вообразить, и тем, что в политике, так и в морали, обширность наших познаний свидетельствует лишь о размерах наших зол [с. 109]...

Время от времени у нас возникают некие совместные устройства, получающие название конгрессов, на которые торжественно съезжаются представители всех европейских государств, чтобы вслед за тем столь же торжественно отбыть восвояси. Там, на этих конгрессах, совещаются, чтобы ничего не сказать, там все общественные дела обсуждаются с глазу на глаз; там совместно решают, заседать ли за круглым или квадратным столом, сколько дверей должно быть в зале, лицом или спиной к окну будет восседать тот или иной полномочный представитель, не пройдет ли другой пару лишних дюймов во время какого-нибудь визита, и толкуют о множестве других столь же значительных вопросов, бесполезно возбуждающихся вот уже три столетия и вполне, что и говорить, достойных занимать умы политиков нашего века.

Может случиться, что участники одной из таких ассамблей обнаружат присутствие здравого смысла, не исключено даже, что они будут искренне желать общего блага и по изложенным ниже причинам можно также представить себе, что после устранения многих трудностей они получат от своих суверенов приказ подписать договор о конфедерации, который, по моему мнению, может содержаться в общем виде в следующих пяти статьях.

1. В первой статье договорившиеся государи установят между собой вечный и нерасторжимый союз и назначат своих полномочных представителей, которые образуют в надлежащем месте постоянный совет, или конгресс, в котором будут разрешаться арбитражем или судом все разногласия между оговаривающимися сторонами.

2. Вторая статья установит число государей, представители которых будут иметь голос в совете [с. 121] определит приглашенных к участию в договоре, установит порядок, время и способ передачи через равные промежутки времени председательствования и, наконец, относительную долю взносов для покрытия общих расходов и способ их получения.

3. В третьей статье конфедерация гарантирует каждому из своих член владения и правление в тех государствах, которыми он владеет в настоящее время, так же как выборную и наследственную преемственность согласно основным законам каждой страны, а чтобы разом покончить с источника постоянно возрождающихся раздоров, договор будет исходить как из основы из всех взаимных обязательств договаривающихся держав, взаимно и навсегда отказывающихся от всяких дальнейших претензий, кроме будущих спори наследований и других временных прав, которые будут регулироваться арбитражными решениями совета без права ставить других перед свершившихся фактом или когда-либо и под каким бы то ни было предлогом поднимать друг против друга оружие.

4. В четвертой статье будут определены случаи, когда каждый союзник нарушивший договор, должен подвергаться изоляции и преследоваться ка, враг общества, а именно, если он откажется выполнять решения суда вел кого альянса или начнет подготовку к войне, заключит союз, противоречащий законам конфедерации, или возьмется за оружие, чтобы противостоят: ей или напасть на одного из союзников.

Той же статьей будут также предусмотрены создание армии и совместны наступательные действия за общий счет против любого, подвергнутого санкциям государства, пока оно не сложит оружия, не подчинится решениям постановлениям совета, возместит ущерб и расходы и покончит с противными договору приготовлениями к войне.

5. Наконец, по пятой статье полномочные представители европейских государств всегда будут иметь возможность вначале большинством голосов совете (для временных решений), а через пять лет для окончательных решений - тремя четвертями голосов - издавать по представлению их дворов законы, которые они [с. 122] сочтут необходимыми, чтобы добиться для европейской республики и для каждого из ее членов всех возможных благ: однако лишь с общего согласия всех конфедератов возможно будет вносить изменения в данные пять основных статей [с. 123]...

.. Я привожу здесь список девятнадцати держав, которые предполагаются составными частями европейской республики. В связи с этим, так как каждая из них будет иметь равный с другими голос, в совете будет девятнадцать голосов, а именно:

Император Римский[3]; Император России; Король Франции; Король Испании; Король Англии; Генеральные штаты; Король Дании; Швеция; Польша; Король Португалии; Самодержец Рима[4]; Король Пруссии; Курфюрст Баварский, представляющий также своих союзников; Курфюрст Пфальцский, представляющий также своих союзников; Швейцарцы и их союзники;" Князья церкви и примыкающие к ним; Венецианская республика и ее союзники; Король Неаполитанский; Король Сардинии.

Ряд менее значительных суверенов, таких, как Женевская республика, герцоги Моденский и Пармский, и другие, опущенные в этом списке, присоединятся к менее могущественным государям на правах ассоциации и будут иметь с ними один голос подобно votum curiatum[5] князей Империи. Нет смысла делать это перечисление более точным, потому что вплоть до осуществления проекта всегда могут произойти события, которые внесут в него поправки; однако они не изменят существа системы.

Достаточно бросить взгляд на этот список, чтобы совершенно ясно убедится, что ни одна из названных [с. 124] в нем держав не в состоянии сопротивляться остальным, сплоченным воедино, а также что среди них не может образоваться обособленная лига, способная противостоять общей кон-

федерации [с. 125]...

Перечислим... выгоды, которые получат от европейского арбитража объединенные в конфедерацию государи:

1. Полная уверенность в том, что нынешние и будущие разногласия между государями будут всегда урегулированы без войны, - уверенность, для них несравненно более важная, чем уверенность частных лиц в гарантии от всяких судебных споров.

2. Поводы к спорам будут устранены или сведены к минимуму в результате уничтожения всех предшествующих претензий, благодаря чему будут вознаграждены уступки и упрочены владения.

3. Полная и вечная гарантия прав и порядков наследования, закрепленных за государем, его семьей и его владениями законодательством каждой страны как от притязаний незаконных и властолюбивых претендентов, так и от восстаний мятежных подданных.

4. Полная гарантия выполнения всех взаимных обязательств государей,

обеспеченная европейской республикой.

5. Свобода и полная вечная гарантия торговли между государствами и

каждого государства в удаленных районах.

6. Полное и вечное упразднение чрезвычайных военных расходов на армию и флот во время войны и значительное уменьшение их обычных военных расходов в мирное время.

7. Значительное развитие сельского хозяйства и рост населения, богатств

государства и доходов государя.

8. Привилегии всем учреждениям, которые способствуют славе и власти суверена, возрастанию общественных ресурсов и счастью народов

[с. 136].

Я предоставляю, как я уже выше сделал, самому читателю оценить только что перечисленные выгоды и сравнить состояние мира, которое возникает из создания конфедерации, с состоянием войны, вытекающим из неупорядоченности европейской политики...

Если же, несмотря на все это, проект не будет осуществлен, это произойдет не оттого, что он химеричен; нет, это случится из-за того, что люди безрассудны и что быть разумным в толпе безумцев тоже род безумия

[с. 137].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: