double arrow

Билет№ 13 вопрос №1 Биография М.П.Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - талантливый русский композитор. Родился в Торопецком уезде Псковской губернии, окончил курс в бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в Министерстве государственных имуществ и в Государственном контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выявив его настояшее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальный занятия. Под руководством Балакирева Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше Мусоргский учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению Мусоргский и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 году фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса Мусоргского. В 1858 году Мусоргский написал два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 году исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением Антона Рубинштейна. Вслед затем Мусоргский написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Эдип.

Известность Мусоргскому принесла опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году и признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В течение 10 последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара. В 1875 году Мусоргский начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму") "Хованщина" (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Из оркестровых произведений Мусоргского, кроме упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 году, инструментовано в 1867 году), построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII века, и изданное в числе посмертных произведений Мусоргского, с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь на Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 году в Петербурге; это - ярко колоритная картина "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана.

Билет №14 вопрос №1 Святые и святость. Князья Борис и Глеб-первые святые, канонизированные русской церковью.

Идеал Человека нашел свое художественное воплощение в образах святых-людях высокого духа и праведности, прославивших себя служением Богу. Считалось, что в святых выразился замысел Иисуса Христа об идеальном человеке, способном, как и он, принести себя в жертву ради искупления грехов человеческих. На Руси также почитали многих святых, но были среди них особо любимые и чтимые народом. Это были те, кто «просиял на русской земле», на кого, моля о защите, веками уповала Русь.

Князья Борис и Глеб- первые святые, канонизированные русской церковью. Они были сыновьями киевского князя Владимира, крестившего Русь в 988 году. Борис и Глеб были убиты по приказу их брата Святополка, захватившего киевский престол. Они не только не противились брату, но добровольно пошли навстречу гибели, мужественно и смиренно приняв смерть. Упоминания о них встречаются в «Повести временных лет», их житие излагается в «Сказании о Борисе и Глебе». Жизнь святых Бориса и Глеба являет пример смирения, незлобия и кротости. В дни междоусобицы за княжеский престол, когда Русь еще только начинала проникаться новой верой, они осуществили христианскую заповедь любви к людям.

Страдание и кротость, непротивление злу насилием-близкие душе русского человека, запечатлены на многочисленных иконах древнерусскими мастерами. В народе их чтили как целителей, воинов-заступников, оберегающих Русь. Рассказывают, что они являлись в видениях накануне сражения в Невской битве в 1240 году, с ними связывали победу на Куликовском поле. Вот почему русские иконописцы изображали их в облике воинов-всадников.

Вглядитесь в икону Св.Борис и Св.Глеб (14века, ГТГ,Москва).Торжественно восседают они на конях, как будто парящих над земной твердью, над вершинами зелено-золотистых горок. Одетые в княжеские одежды оранжевого и зеленого цвета, они держат в руках развевающиеся воинские стяги. Но не воинской доблестью воодушевлены их лица. Кроткое спокойствие, готовность пойти навстречу неведомому, пусть даже смерти, отражают их лики, озаренные вспышками света. Их праведный путь благословляет Иисус Христос, изображенный справа в небесном сегменте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: