Есть несколько условий успешного использования КТД

· Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, знания, умения и навыки.

· Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по бумажке”.

· Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела.

· Любой “этап” КТД есть творчество ребёнка, который необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм и атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

· Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.



Дополнительная информация:

Использование воспитательных технологий в работе классного руководителя, Шутова Людмила Алексеевна

В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология». В сфере обучения для многих стал убедительным тот факт, что с помощью технологического подхода удается гарантировано достигать желаемый результат.

Безусловно, знание воспитательных технологий и способность вы­бирать оптимальные, реализуя прогностическую функцию, залог успеха! Это компетентность, это польза, это радость, это стимул, это уже положительный результат.

Основные признаки педагогических технологий:

Технология разрабатывается под конкретный педагогический за­мысел, в основе которого лежит определенная методологическая, фи­лософская позиция авторов.

Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми уста­новками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность пе­дагогов и детей на договорной основе с учетом принципов индивидуа­лизации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технологических возможностей, диалогического общения.

Элементы технологии должны, с одной стороны, быть воспроиз­водимы любым педагогом, а с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися.

Органической частью педагогической технологии являются ди­агностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инстру­ментарий измерения результатов деятельности.

В основе лежит определенная направленность, последовательность действий, ведущая к искомому результату.
Алгоритм прост: методы - решение проблемы.
Метод: Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея­тельности, способ организации процесса познания.
Проблема: Задача, содержащая противоречие, не имеющая одно­значного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. Проблемная ситуация - обстоя­тельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. Проблемный вопрос - вопрос, от­ражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного, тривиального ответа. Часто фор­мулируется с помощью союза «или». В отличие от более узких, более конкретных вопросов по учебной теме проблемный вопрос постоянно возникает в рамках всей изучаемой дисциплины и даже нескольких смежных дисциплин. Ответ на проблемный вопрос всегда вызывает столкновение мнений и подходов и может быть дан только частично, в рамках некоторых условий и соглашений. Поиски ответа на проблем­ный вопрос активизируют самостоятельное творческое критическое мышление, дискуссию.
Таким образом, педагогическая технология - это системный ме­тод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования; это описание процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания.

Актуальность данной статьи состоит в обобщении теоретических материалов в этой области, чтобы на их основе показать как и какие воспитательные технологии можно использовать классным руководителям в своей деятельности для творческого развития личности школьника, ста­новления его как субъекта собственной жизни и деятельности. Кроме того, в работе представлен практический материал, который может быть интересен для классных руководителей и организаторов внеклассной работы образовательных учреждений.

Часть1. Частно - методические и локальные (модульные) технологии воспитания

Технология воспитания общественного творчества в условиях
КТД И.П. Иванова.

Технология личностно-ориентированной КТД С.Д. Полякова.

Технология педагогической поддержки О.Г. Газмана.

Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9 кл.).

Технологии, разработанные группой педагогов Н.Е. Щурковой, Л.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др.

Сообщение о результатах работы в группах.

Анализ познавательной задачи, рефлексия.

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позво­ляют получить определенные результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Что необходимо учитывать при выборе воспитательных технологий?

Соответствие технологии концепции воспитания (в том числе предмету воспитания), реализуемой в образовательном учреждении.

Системную совместимость технологии с воспитательным процес­сом образовательного учреждения.

Достаточную управляемость, наличие диагностического инстру­ментария. Сравнимость по результатам новой технологии с использованной ранее.

Наличие данных об опыте других образовательных учреждений
(особенно у близких по профилю деятельности).
1.1. Групповые технологии
Главные особенности организации групповых технологий:

деление на группы для решения конкретных задач;

каждая группа получает определенное задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога;

возможность учесть и оценить вклад каждого члена группы;

состав группы непостоянный и подбирается с учетом возможно­сти максимально эффективной реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.

1.1.1. Технологическая цепочка

Подготовка к выполнению группового задания.

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

Инструктаж. Раздача материала.

Групповая работа.

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Распределение заданий внутри группы и индивидуальное выпол­нение задания.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группы. Подведение итогов.

Заключительная часть.

1.2. Технология групповая проблемная работа
Технология групповая проблемная работа (ГПР) - это работа с вер­бальным (словесным) поведением учащихся в проблемной ситуации, то есть с общением, направленным на внешний предмет. В зависимости от вида этого предмета можно говорить о 3-х задачах ГПР:

познавательной;

организационной;

аксиологической.

К сфере воспитания относятся прежде всего организационно и цен­ностно-ориентированные задачи.
Общее в технологии ГПР с этими задачами:

обращение к слову как средству;

действие педагога в условиях проблемной ситуации;

организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату.

Различие в том, что результатом в 1 -м случае должно быть некое общее решение, мнение группы, а во втором случае - прояснение, раз­витие личных позиций, мнений и фиксация их сходства и различий.
1.2.1. Технологическая цепочка
1. Создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация задается в виде темы, притчи, акцентировки событий, случаев из жизни.

Постановка задачи.

Конкретизация темы в виде вопросов диспута, подтем или плана обсуждения случая.

Правила совместной работы. Правила могут определять порядок, очередность обсуждения или процедуру высказываний. Их следует за­ писать.

5. От индивидуального к групповому продукту:
- Лепка» или «развивающаяся кооперация».
- Продукт проблемной работы.
- Запись предложений, ранжирование, составление окончательного списка, работа по выполнению решений. Инновационный потен­циал образовательного учреждения.
6. Условия эффективности:

Материальная база (множительная техника, компьютеры, муль­тимедиа, видео- и аудиоаппаратура, т. п.)

Место, пространство для реализации воспитательной техноло­гии.

Специфические для определенной технологии помещения и сред­ства.

Возможность материального поощрения и поддержки лидеров использования технологии.

Ориентация администрации и лидеров-педагогов на эффективную работу под реалистические цели воспитания.

Доверительные отношения между учениками и педагогами.

Отработанные механизмы обратной связи о результатах приме­ нения новшеств.

Склонность к рефлексии своей работы у руководителей и педа­гогов-лидеров.

Наличие в среде образовательного учреждения компетентных консультантов по педагогическим технологиям (инновациям),

1.3. Условия реализации воспитательных технологий

Закрепление идеи технологий воспитательной работы в педаго­гической культуре.

Вхождение идеи и феномена воспитательных технологий в орга­низационную культуру ОУ как предмета инновационной работы в нем, как предмета текущей управленческой работы, как распространения передового опыта воспитателей.

Владение технологиями воспитания как личная профессиональная ценность и, соответственно, как критерий оценивания своего профес­сионализма.

Часть 2. Современные воспитательные технологии

2.1. Шоу-технологии
Особенности:

Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»).

Соревнование на сцене.

Заготовленный организаторами сценарий.
Технология. Предметы проектирования:

Задания «сцене».

Работа с «залом».

Способ оценивания.

Сценарий для ведущего.

Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Их задачи:

Разработка или поиск сценария шоу.

Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оцени­вание, оформление).

Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы).

3 части действа:

Запуск.

Задания-конкурсы.

Финал.

3 основных психологических механизма шоу:

Эмоциональное заражение.

Соревновательность.

Импровизации.

2.2. «Информационное зеркало»

Педагогическая работа осуществляется опосредованно, не через прямые действия воспитателя, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме.
Создание установки на будущую информацию.
Появление информации.
Открытие обратной связи.
Действие с информацией.
Возможный результат «информационного зеркала» опыт активного отношения к публичной графической информации.
Технологическая цепочка:

Анонс

Установка

Представление

Задание форм реагирования

Действия

2.3. Деловая игра
Этап подготовки.

Разработка игры. Разработка сценария. План деловой игры. Общее описание игры. Содержание инструктажа. Подготовка материального обеспечения.

Ввод в игру. Постановка проблемы, целей. Условия, инструктаж. Регламент, правила. Распределение ролей. Формирование групп. Кон­сультации.

Этап проведения. Групповая работа над заданием. Межгрупповая дискуссия. Выступления групп. Защита результатов. Правила дискуссии. Работа экспертов Этап анализа и обобщения.

Вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка ра­боты.

2.4. Тренинг общения
Цель: Создание у ребят средствами групповой практической пси­хологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определенного социального опыта.
В общем виде структура тренинга общения имеет 3 блока:

Разминка.

Упражнения.

Итоговая рефлексия.

Особое значение в тренинге имеют 2 условия: форма расположения участников и позиция ведущего (тренера).
Технология тренинга общения:
Цель: Через психофизические упражнения сделать 1-ые шаги к зна­комству, атмосфере доверия, созданию «МЫ».

Упражнения на «разогрев», разминка - «Броуновское движение», «Импульс», «Живое ранжирование»; «Я - высказывания», например «Ты мне нравишься, потому что...».

Основная часть: работа над проблемой.

Итоговая рефлексия:
«пошаговое воспоминание»;
заключительное слово ведущего.
Правила тренинга:

правило участия,

правило «здесь и теперь»,

правило обратной связи,

золотое правило круга,

правило магического слова «пропускаю».

Базовое правило: оценка действий и поступков участника! Выска­зывания от первого лица.
Часть 3. Классное руководство – труд творческий и вдохновенный

Школьные годы - прекрасная и очень ответственная пора жизни. Они открывают перед молодыми широкие и светлые перспективы для всестороннего гармонического развития личности. Которое, в свою очередь, означает развитие ее физических и духовных сил, творческих способностей и дарований, подготовка к физическому и умственному труду.

В воспитании молодого поколения велика роль общеобразовательной школы. Она вооружает детей знаниями о природе, обществе и человеке, обеспечивает умственное развитие личности. В школе закладываются основы мировоззрения и формируются морально - этические качества. Школа призвана решать задачи трудового, физического и нравственного воспитания. Все они подчинены одной цели - всестороннему развитию личности.

Эта цель осуществляется прежде всего в процессе школьного обучения, усвоения учащимися основ наук. Вместе с тем серьезное влияние на школьников оказывает разнообразная внеклассная воспитательная работа, проводимая во внеурочное время классным руководителем.

Поистине неограниченные воспитательные возможности заложены в этой работе, в сотрудничестве учителей и школьников внутри класса. Важнейшей предпосылкой успеха такого сотрудничества является вера ученика в своего учителя, искреннее желание следовать его советам, даже подражать ему. Чтобы достичь этого педагогу полезно учитывать ряд психолого - педагогических позиций.

Классный руководитель как никто другой призван направлять формирование и развитие характера каждого из своих питомцев, постоянно искать и пестовать ростки будущей личности. Он должен увидеть в любом из своих подопечных то неповторимое сочетание интеллектуальных и душевных качеств личности, которое отличает данного человека от других и делает его интересным и нужным классу, семье, школе, обществу. Классному руководителю в глазах ребят необходимо не только быть правдивым, искренним и честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, быть борцом против негативных явлений окружающей жизни. Без этого его воспитанники останутся людьми равнодушными, не способными видеть и разоблачать недостатки, не умеющими бороться с ними. Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их, нельзя скрывать противоречий общества - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения и находить путь к их разрешению.

Порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Классный руководитель должен, во первых, не уходить от ответа и, во - вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу осудить все или, наоборот, захвалить нечто новое, а глубоко разобраться в происходящем и скорректировать свою деятельность.

В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции - утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там, учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится прежде всего отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной!»

Сегодняшний старшеклассник не ординарен и противоречив. С одной стороны он знает довольно много для своего возраста, достаточно информирован и об очень многом догадывается. Он любопытен и любознателен

Признает только два цвета, оттенков и переходов зачастую не чувствует. В последнее время юности свойствен возросший рационализм, и наоборот, эмоции стали менее ярки. Старшеклассник болезненно реагирует на фальшь, ханжество, формализм. Но иногда, сталкиваясь с этими негативными явлениями, выражает свой протест ничегонеделанием. Быстро развиваются недостатки характера, но гораздо медленнее он поднимается до их исправления. Требования к другим в этом возрасте довольно высоки. Идет борьба за самоутверждение, уважение к себе как личности. Поэтому не любят учащиеся, когда их «воспитывают».

Размышляя над этими весьма важными чертами возрастной и общественной характеристики старших школьников, классный руководитель должен сегодня зримее видеть новые нюансы в реакциях и поведении своих учеников, которые требуют обстоятельной аргументации по самым различным ситуациям.

Отношения классного руководителя с подростками складываются не столько в беседах, сколько в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.

В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Фальши, лжи нам дети не простят - раскусят сразу.

Ученика важно стараться понять подбодрить, если надо - вместе с ним убедительно, а может и с юмором, разобраться в его недостатках и проблемах. Я не призываю к сюсюканью, но окрик еще никогда не давал желаемого педагогического эффекта. Разве что на минуту…

Порой трудно бывает с «лидерами»: они, как правило, воинственны, самоуверенны и нетерпимы.

Обычно они руководствуются принципом «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться» и воплощают его на каждом шагу. Помочь направить возможности таких школьников в нужное русло - значит сделать большое дело. Воодушевить работой, ответственностью за нее, показать ее необходимость, важность, заставить забыть о самолюбии, не захвалить - все это требует терпения и педагогического такта.

Важен и вопрос о подлинных лидерах. Чаще всего они - люди инициативные, с выдумкой, имеют организаторские способности. Самое главное в работе с такими ребятами - научить их работать самостоятельно. Ведь подчас бывает так (и это не худший вариант!): ученики любят классного руководителя, доверяют ему, не просто «слушаются», но и слушают, потому что уважают. Коллектив живет спокойно, даже насыщенно и, возможно, интересно. Но рано или поздно становится ясно: жизни с «изюминкой», пусть даже с какими-то потрясениями изнутри, жизни, когда коллектив сам думает, предлагает, ошибается, ищет, - такой жизни не получается. И настоящие лидеры здесь очень помогут. Но чтобы развить у детей инициативу и самостоятельность, и самому классному руководителю нужна инициатива и самостоятельность в общих с ними делах. Тогда придут успех и подлинное удовлетворение - и к нам, и к нашим воспитанникам.

Перечислю самые интересные классные дела и традиции.

Праздник «Песнь школьному звонку».

Праздник «День рождения класса»

Походы - летний «Ура! Каникулы!», осенний «Роща золотая», зимний «Печенки на снегу».

Классные часы: «О Народном учителе помните…»,«Наши родители - выпускники нашей школы», «22 вопроса директору школы» «О людях, прославивших наш край», «Мое Личное Дело», «Нашей школе – 70 лет», «Впиши себя в историю школы».

Праздник - встреча с ветеранами педагогического труда.

Праздник - выставка «Сердце отдано школе».

Встреча «Дорогие мои земляки».

Праздник «Путешествие в детство наших бабушек».

Классные часы «Чтобы помнили…», «Звезды юных героев», «Память матерей», «Эти песни пели наши деды», «Афганистан в стихах и песнях», «Афганистан и израненная Россия», литературный семинар «Дети на войне»,литературная гостиная «Война в стихах и песнях»

Составлена «Декларация жизни», в классе собрана хорошая библиотечка научно- популярной литературы.

И это далеко не полный перечень коллективных творческих дел в классе.

Итак, в чем же в целом и главном проявляется творчество классного руководителя? Чем его измерить? Центральным в деятельности педагога, на мой взгляд, является творческий поиск путей и средств формирования целостной, всесторонне развитой личности. Сегодня - это человек эмоциональный, с чувством прекрасного, с философским осмыслением реальности, это патриот своего края, своей Родины. Предмет «Высокая духовность» невозможно ввести в школьное расписание и вне расписания его поставить трудно. Он должен передаваться ученикам с каждым словом, с каждым жестом, с каждым взглядом учителя.

Я сама была воспитана на примере КТД и в своей педагогической деятельности попыталась осмыслить опыт КТД вместе с современными старшеклассниками своего класса, создав в классе ядро школьного самоуправления.

По результатам первых двух творческих сборов сущностная идея КТД была подсказана учениками: многие из них стремились к лидерству в различных видах деятельности. В настоящий момент идея лидерства в рамках личностно-ориентированного КТД понимается мною широко: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.

Что значит воспитать гражданина современной России? Безусловно, это, прежде всего, значит развить активность и ответственность, что является базовыми качествами лидера. В подобной трактовке лидерство может стать привлекательным средством самореализации личности в целом.

Таким образом, я предлагаю использовать идею воспитания лидерских качеств личности. Так как лидерские качества могут применяться человеком в различных контекстах жизни, и сложно придумать однозначный, законченный список этих качеств, то их формирование как одно из условий личностного роста будет восприниматься каждым ребенком по-разному (реализация личностно-ориентированного подхода), а их развитие будет являться актуальным как залог успеха, а следовательно, выступать мотивирующим фактором для участия каждого в КТД. Поэтому я считаю, что развитие лидерских качеств может стать основной воспитательной задачей в разных коллективно-творческих делах: от праздничного концерта до реализации научного проекта в районном масштабе. Большая группа учащихся класса: 8 из 20 являются активистами районного клуба «Позитив».

Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Моё понимание этих различий отражает следующая таблица:

Этап КТД по модели И. П. Иванова Личностно ориентированное КТД
Коллективное целеполагание Реализация общественно-значимых задач при выборе дела Дело как реализация задач личностного развития
Коллективное планирование Акцент на групповое авторство идей Акцент на индивидуальное авторство идей, умение представлять их в группе
Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, развития своего потенциала

При этом нужно заметить, что меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.

Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.

Последовательность анализа КТД:

Первым дает обратную связь участник КТД.

Затем обратную связь дают участники группы.

Завершают анализ педагоги.

Примерные вопросы анализа:

Что хорошо удалось?

Как это меня лично продвинуло?

Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?

Что мне следует изменить?

Пожелания всем.

Кому отдельное спасибо?

Что делать дальше?

3.1. Воспитание творческой, конкурентно способной личности на основе личностно ориентированного КТД

Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Значит, эта деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен.

Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка.

Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами:

Не навреди!

Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка – главные приоритеты.

Демократичность (равноправие) в отношениях.

Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Справедливость и честность в оценках.

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Организуя воспитательную работу в классе, передо мной всегда стоит одна проблема: как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Я считаю, что для решения этой задачи, классный руководитель должен понимать и осознавать, что есть творчество и что такое творческая деятельность, как необходимо руководить творческой деятельностью детей.

“Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество-деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

В своей работе я пробую различные воспитательные технологии, одни мне нравятся, одни получаются лучше, но всегда стараюсь подойти к процессу творчески. После получения диагностических материалов о личностных характеристиках учащихся: интересах, способностях, пожеланиях и др., я помогла учащимся определиться с выбором дополнительного образования. Осуществляла тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещала презентации, открытые формы работы, вела индивидуальные личные беседы с педагогами, координировала работу педагогов. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в районных и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Много было у нас совместных творческих дел. Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отвожу семье. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываётся на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Я проводила индивидуальные беседы с родителями, лектории, консультативные часы, приглашала посещать уроки и внеклассные мероприятия для того, чтобы привлечь их к коллективному сотрудничеству. Совместно с родителя мы проводили различные мероприятия:

Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая совместная деятельность учителя, родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося и ведения паспорта развития личности ребёнка.

3.2. «Портфолио» - как одна из форм личностно-ориентированного КТД

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе.

Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

На первом классном часе проходит презентация портфолио. Ученики знакомятся с положением и структурой портфолио, заполняют титульный лист. Свое творчество ребята могут проявить, оформляя лист «Знакомьтесь, это я!». Следующий этап – работа с мэром, ответственными дежурными, физоргами, представителями учебной комиссии. Классный руководитель рассказывает им о том, за что в портфолио отвечает каждый из них. Пресс-центр помогает по заполнению портфолио тем ребятам, которые по каким-либо причинам отсутствовали на классном часе. Ответственные дежурные помогают заполнять таблицы по дежурству, выставляют оценки. Физорги работаю совместно с учителем физкультуры при заполнении таблицы спортивных достижений, на основании которой происходит отбор в классные команды на различные соревнования.

Представители учебной комиссии в конце четверти помогают ребятам оформить страницу «Учебная деятельность», а также помогают им подсчитать баллы.

В конце месяца на итоговом классном часе при подведении итогов работы ученики отмечают в своих портфолио участие в делах класса и школы, отчитываются об общественном поручении, оценивают и анализируют свою работу.

Кроме обязательных разделов наше портфолио содержит и другую информацию, помогающую раскрыть личность ученика. К таким разделам относятся, например, диагностика о способностях ученика, его размышления на классных часах по нравственному воспитанию, рассказ о семье ученика, презентация своего увлечения, собрание лучших творческих работ.

В конце каждого полугодия и года подводится рейтинг на лучшего ученика по учебной деятельности, по творческой деятельности и на лучшего ученика класса. Кроме этого, отмечаются успехи учеников в различных номинациях.

На итоговом классном часе «Вот и стали мы на год взрослее!» ребята отвечают на ряд вопросов, которые помогают им проанализировать свои результаты и наметить планы на следующий учебный год.

Примерные вопросы:

По учебной деятельности.

Справились ли с задачами, поставленными на этот год?

Что порадовало Вас? Какими успехами Вы гордитесь особо?

Могли ли быть результаты лучше? Что помешало этому? Подчеркните то, с чем вы можете справиться сами. Выделите то, с чем справиться вы не можете самостоятельно и вам нужна помощь или родителей, или учителей.

Чего планируете добиться в следующем учебном году?

Какие предметы любимые, почему?

По каким предметам испытываете трудности, почему?

Где хотели бы принять участие в следующем учебном году? (школьные олимпиады, научно – исследовательская конференция учеников, всероссийские игры по русскому языку, математике, истории и т.п.)

2. Творческая деятельность.

Справились ли с задачами, поставленными на этот год?

В каких мероприятиях вы проявили себя наиболее ярко?

Какими успехами гордитесь особо?

Как вы оцениваете свою работу по общественному поручению?

Чем хотите заниматься в следующем году?

Зачем вам нужен наш класс? Зачем вы нужны классу?

Ваши планы на следующий год.

Пожелание себе и классу.

В начале следующего года ученики перечитывают эти ответы, корректируют, если необходимо, свои планы.

На собраниях родители знакомятся с достижениями своего ребенка, в конце года пишут ему пожелания, особо обращают внимание на то, где, по мнению учеников, нужна помощь родителей.

За четыре года, в течение которых велась работа по портфолио, наблюдается всплеск активности в общественной и творческой деятельности. Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и за свой класс.

Особо обращает на себя внимание то, что родительский коллектив за эти два года стал активнее участвовать в делах класса и школы, так как они увидели достижения своего ребенка, заинтересованность школы в развитии учеников.

Творческий портфель (портфолио) – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель формируется старшеклассником с помощью классного руководителя с участием родителей. Ребята по своему желанию вносят в портфель свои творческие работы: сочинения, представляет свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарственных писем; самостоятельно анализирует свои достижения, дают им оценку, намечают путь дальнейшего развития. Задача классного руководителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество. Описанный мною опыт работы имеет положительные результаты.

Важным для себя считаю проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. Это позволяют мне сделать мои наблюдения и анализ уровня творческой и познавательной активности; успехи и достижения учащихся в познавательной и творческой деятельности.

На протяжении четырех лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу; в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работе с учащимися и их родителями; формированию их самостоятельности и творчества; повышению уровню творческой и познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся; стимулирование и поощрение учащихся; становление положительной мотивации. На конец 1 полугодия 11 класса у 73% учащихся высокий уровень познавательной и творческой активности. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них высокая познавательная самопроизвольная и творческая активность; интерес к познавательной и творческой (самостоятельной) деятельности; стремление к преодолению трудностей в процессе самостоятельной деятельности; огромное желание преподнести результат своей самостоятельной творческой и познавательной деятельности; желание улучшить (повысить) качество этого результата. У 27% учащихся средний уровень творческой и познавательной активности. У них преобладает эмоционально-импульсивное отношение к деятельности; положительное отношение к творческой и познавательной деятельности проявляется часто, но главным образом под воздействием эмоций; участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или проявляют редко); постоянно ожидают помощи и побуждений классного руководителя.

Основной формой внеклассной работы в классе является КТД – коллективно-творческое дело. Эта форма позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся, сплотить ученический коллектив и выступать как форма ученического самоуправления.

Темы КТД связаны с направлениями воспитательной работы класса:

· Здоровье

· Интеллект

· Нравственность

· Творчество

· Дело

· Семья

годы КТД
2005-2006 «Фестиваль солдатской и военной песни» «Интеллектуал года» «Семейный клуб»
2006-2007 «Коль в России родились, ты Россиею гордись» «Мир моих увлечений» «Красота спасёт мир» «Школьные Олимпийские игры»
2007-2008 «Презентация классов-городов» «Неделя школьной психологии» (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)) «Школьная Олимпиада -2007»

Через классные родительские собрания проходит участие родителей в жизни класса, через родительский лекторий – психолого-педагогическое просвещение и индивидуальная работа, семейный клуб – организация досуга детей и родителей (темы: «Ток-шоу: отцы и дети; карманные деньги; пиво – за и против; дружба; добро и зло. «Наполним музыкой сердца», «Весь мир – театр», «Праздник урожая», «Супер-мама», «Наша спортивная семья и др.

Все мероприятия я стараюсь проводить по методике КТД.

В педагогике существуют многочисленные подходы к перио­дизации становления и развития детского коллектива.

Широкое распространение (особенно в коммунарской среде) полу­чили этапы развития коллектива, сформулированные А.Н, Лутошкиным, представленные в виде неких эмоционально-психологических символов.

Используя этапы развития классного коллектива по Лутошкину А.Н., можно сказать, что коллектив социально-гуманитарного 11А класса соответствует символу «Горящий факел».

Именно коллективно-творческая деятельность позволяет мне и всему педагогическому коллективу лицея считать социально-гуманитарный 11А класс как:

· коллектив — сплоченная команда единомышленников с развитой системой взаимовыручки и взаимопомощи (девиз нашего класса: «один — за всех, все за — одного»);

· коллектив, в котором осуществляется систематическая социально значимая деятель­ность в виде индивидуальных, групповых, коллективных проек­тов для социума (социальное, коллективное творчество учащихся);

· коллектив, который самостоятельно принимает и реализует цели внеуроч­ной деятельности, определяет перспективы развития.

А сегодня мы сотрудничаем и творим, у нас хорошее настроение, каждый в классе – личность, хорошо адаптированная, индивидуальность, интегрированная в коллективе.

Мы есть! И мы есть такие, какие мы есть!

Часть 4. Что такое КТД?

В данной статье хотелось бы более подробно остановиться на коллективно-творческой деятельности: как это есть?

Коллек­тивное творческое дело рассматривают в контексте педагогики общей за­боты (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД -жесткая организационная форма, завязанная на определенную направлен­ность деятельности - пользу, радость людям.

Это коллективная творческая деятельность или коллективное творческое дело, которое способно содействовать развитию каждой личности, создавать необходимые условия для успешного протекания воспитательного процесса. Оно учит постоянной многосторонней заботе друг о друге, о своём коллективе, об окружающих людях. Оно коллективное, потому что планируется, готовится, проводится и анализируется дело всеми членами коллектива. Дело это творческое, т. к. учащиеся никогда не работают по готовому шаблону, а всё, начиная с планирования, осуществления задуманного, анализа, вместе с воспитателем творят сообща сами, извлекая уроки на будущее – ищут лучшее решение жизненно важной задачи. Её создателем и участником становится каждый. КТД – это конкретное воплощение трёх сторон развития личности: практической, организаторской, воспитательной.

Воспитательные задачи решаются незаметно (скрытое воспитательное воздействие) по ходу дела.

В единстве развиваются все три стороны личности:

1) познавательно – мировоззренческие (знания, взгляды, убеждения);

2) эмоционально – волевые (чувства, стремления, интересы);

3) действенно – практические (умения, навыки, привычки).

Именно поэтому воздействие КТД на личность каждого участника носит глубокий, целостно – многосторонний характер. В процессе КТД реализуются такие функции: -передача воспитателями готового общественно ценного опыта и воспитанники овладевают этим опытом. -создание нового опыта, соединение их, обмен соединённым опытом, его закрепление, дальнейшее развитие. -преодоление отрицательного опыта. Осуществляются такие звенья воспитания:

· воспитание воспитателями воспитанников

· самовоспитание воспитанников

· самовоспитание воспитателей.

4.1. Технология проведения КТД

Каждое КТД осуществляется в 6 этапов или шагов.

1 этап. КТД начинается с предварительной работы: воспитатели определяют воспитательные задачи КТД, рассказывают учащимся, какие КТД можно провести, т. е. проводят стартовую беседу. Взрослые увлекают учащихся перспективой интересного и полезного дел, поиском оптимального решения. Идёт обсуждение: -Что лучше сделать? -Для кого? -Где? -Когда? -Кто будет участвовать? -С кем вместе? -Кому быть организатором?

2 этап. Второй этап- это коллективное планирование, в котором участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, родители. Если без предварительной работы попросить учащихся внести свои пожелания в план работы класса, то вряд ли можно достичь желаемого результата: поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения. В данном этапе воспитательной работы важно расширить круг разработчиков плана. Могут быть следующие шаги:

1. Предварительное планирование с ученическим и родительским активом, где возможно:

а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизни класса

б) выдвижение целей и задач на планируемый период.

в) определение основных, системообразующих дел учебного года

г) назначение ответственных из числа родителей и активистов.

2.Осуществление классом перспективного планирования жизни в классе:

а) сбор-старт коллективного планирования

б) разведка дел.

в) защита своих идей и предложений

г) составление плана жизни класса.

д) выбирается совет дела.

3 этап – подготовка КТД. Может происходить как увлечение добрым сюрпризом между мини- коллективами, доверия ответственным поручением (только ты можешь), обращение воспитанникам за помощью, с просьбой научить (покажите мне), товарищеское требование (раз все решили), товарищеский контроль, то есть осуждение.

4 этап – проведение КТД.

5 этап - коллективное проведение итогов. Подведение итогов строится на таких вопросах: -Что получилось хорошо? Почему? -Что не удалось осуществить и почему? -Что можно исправить в будущем? - Чем обогатило тебя это КТД? - Какие чувства, мысли вызвало? Итог можно провести как анкетирование, разговор, сбор. Итог помогает вырабатывать общественное мнение, создать традиции.

6 этап – последняя стадия дела, его ближайшего последействия, то есть программа последующих действий, которая учит последовательности учащихся.

4.2. Условия проведения КТД.

1. Нельзя нарушить последовательность этапов при подготовке и проведении любого КТД.

2. КТД в чистом виде не бывает..

3. Нельзя нарушить взаимосвязь КТД и других средств воспитания, но КТД занимает центральное место в группе основных средств воспитательной работы и является её ядром. Калейдоскоп КТД. Существует много моделей творческих дел. У каждого своё назначение, своя композиция, своё содержание, свой набор творческих ролей.

Предлагаю примерный список творческих дел.

Азбука юного гражданина. Агитпредставления. Аукцион идей. Афиша «Комфорт в классе». Афиширование знаний. «А ну-ка, бабушки». Акция «Живи без наркотиков». Акция «Книга. Учебник». Афиша «Мои любимые книги». Актёрская мастерская. Беседа за круглым столом. Беседа при свечах «Быть человеком».

Большой круг «Береги честь смолоду». Багаж лидера. «Ваши права»- ролевая игра.

Волшебный стул. Встреча поколений. Встреча с интересными людьми. Визит вежливости.

Вечер откровений. Вечер неразгаданных тайн. Выставка «Сделай сам».

«Волшебный мир моими руками»- выставка детского творчества. Визитная карточка.

Герои рядом с нами. Герой дня «Государственная символика района, области и России». Гостиная «Дом, в котором я живу». Диспуты на разные темы. Доброта. Дискуссия. День добрых сюрпризов. День озвученных просьб. День озвученных интересов. Деловые игры. День именинников. День знакомства с традициями. День рождения класса. День рождения школы. Деловая игра «КТО? ЧТО? КОГДА?». День здоровья. Дело мастера боится. Диалоги о… День лидера. Дебаты. Диспут «О красоте, моде и хорошем вкусе». Забота о ком-то. Здоровье. Заочное путешествие. Игра – дело серьёзное. Интеллектуальная игра «Чёрные буквы». Интеллектуальный аукцион. Инсценированные новости. «Имею право» - конкурс-игра. Игра «Семь ключей: родник радости и добра». Конкурс - праздник «От всей души». Конкурс - Диск «Золотые хиты осени». Культурный маршрут. КВН. Калейдоскоп мыслей, умений. Кодекс делового поведения. Лаборатория творчества. Лекция- спектакль. Литературный клуб. Лидер- прогноз. Лидер-этикет. Лидер- класс. Мастерская успеха. Мастер- класс. Мозговая атака. Помогай. Подарок друзьям. Пресс- конференция на разные темы. Письмо самому себе. Познай себя. Поход по любимым местам. Правила счастливого человека. «Прикоснуться к вечности» -экскурсия. «По каким правилам мы живём». Правовая игра «Кто хочет стать миллионером». Преступление и наказание. «Поле чудес». «Познай себя». Прогноз результатов событий. Республика дружных. Смотр знаний. Свободный полёт – свободное общение. Совместные вечера «Дети, родители, учителя». Сюрпризы. Сильное звено. Созвездие дарований. Творческие отчёты. Трудовые десанты. Трудовой сюрприз. Фестиваль народных песен. Образ жизни. Общение. Операция «Радость людям». «О счастливчик»- интеллектуальная игра. Час откровенного разговора. «Сосед по парте». «Язык мой – друг мой». Я и моя школа. Я и моя семья. Я – лидер.

4.3. Конструктор коллективных творческих дел (КТД)

1. Коллективное целеполагание. Предварительная анкета, опросник, стартовое собрание, «живая ан­кета», «волшебный сундучок».

2. Коллективное планирование. Деление на группы: по интересам, с использованием эмблем, символов, цветовых жетонов. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей».

3. Коллективная подготовка. Распределение групповых и индиви­дуальных поручений (добровольность!): самоопределение, жеребьевка, лототрон.

4. Проведение коллективного дела. Сочетание групповых (команд­ных) и индивидуальных заданий, конкурсов. Система подведения итогов (награды, дипломы, значки, медали, вымпелы, сувениры).

5. Коллективный анализ. Анкета, разговор в кругу, «открытая три­буна», «свободный микрофон», «конверт мнений», листок самооценки, цветодиагностика, незаконченный тезис.

Технология коллективно-творческих дел. Этапы:

· Совместное решение о проведении дела.

· Коллективное планирование.

· Коллективная подготовка.

· Проведение дела.

· Коллективный анализ и решение о последействии.

Результат позитивной деятельности и активности учащихся сопро­вождается чувством коллективного авторства: «Мы решили, провели, обсудили».

Мотивом деятельности детей в КТД является их стремление к само­утверждению, самовыражению. Широко используется игра.
Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

Любая воспитывающая технология не принесёт положительного результата, если педагог не может ответь на вопрос: зачем я это делаю?

Большинство педагогов стремятся определить эффектив­ность своего труда, которая определяется как от­ношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности

Ещё можно соотнести полученные результаты с до­стижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений.

Таким образом, эффек­тивность воспитательного процесса — это соотношение полученных результатов с целями и прошлыми достижени­ями в воспитательной практике.

Основными критериями эффективно­сти воспитательного процесса можно считать следующие:

· развитость личности ребенка;

· сформированность классного коллектива;

· удовлетворенность учащихся и их родителей процессом и результатами воспитательной деятельности.

Первые два критерия позволяют оценивать продуктив­ность воспитательной деятельности, а третий — психологи­ческое состояние ее участников. В соответствии с этими критериями мною были подобраны диагностические методики их определения.

Для построения воспитывающей деятельности были использованы методики по изучению:

· умственного развития;

· характерологических особенностей личности;

· социализированности личности;

· мотивов участия школьников в деятельности;

· уровня самоуправления в ученическом коллективе;

· отношений в классе;

· удовлетворённости учащихся и родителей школьной жизнью;

· самооценки эффективности воспитательной работой классным руководителем.

На основании полученных результатов мною были определены основные подходы в управлении классным коллективом:

· личностно-ориентированный;

· мотивационный;

· рефлексивный.

Все эти подходы в воспитании классного коллектива, как мне кажется, могут быть реализованы в методике коллективно-творческого дела (КТД).

В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как мне кажется, следует развивать КТД.

При демократичном характере организации КТД педагогическое воспитательное воздействие должно быть мягким, направленным на создание условий для принятия необходимого решения самими учащимися. На классного руководителя возлагается ответственность творчески реализовать возможности каждого. Результатом такой работы является развитие интереса детей к общественно полезным делам, воспитание у учащихся ответственности за порученное дело, сплочение коллектива. Результаты -включают в непрерывную многопрофильную деятельность абсолютное большинство учащихся - развивает коммуникативные навыки, лидерские качества и творческие способности каждого. -помогает выявить и развить индивидуальные способности каждого участника воспитательного процесса - обеспечить занятость всех учащихся, что особенно важно для работы с детьми «группы риска» и профилактики антисоциальных проявлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Со сменой парадигмы воспитания в современных условиях воз­никла необходимость переосмысления методики коллективной твор­ческой деятельности. Суть этого переосмысления - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике коллективное дело рассматривается как деятельность для помощи в развитии каждого школьника.

Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех эта­пах КТД,

Например, С.Д. Поляков предлагает следующие приемы:

· постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо - нам, тебе, мне?», «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;

· право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких - нет;

· подчеркивание авторства идей и предложений при коллектив­ном планировании деятельности;

· подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;

· признание вклада в общее дело не только авторов идей и предло­жений, но и критиков, организаторов, технических работников;

· возможность разработки альтернативных проектов и дел;

· поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;

· максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школь­ников;

· акцент на добровольность участия во всех делах;

· сочетание групповых и индивидуальных конкурсов;

· публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды;

· при анализе КТД постановка вопросов типа: «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?»;

· выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.

Таким образом, в современных условиях КТД выполняют две задачи:

· развивает отношения в коллективе;

· позволяет отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.

Преимущества КТД.
Если до этого школа работала на «гниющий актив», в котором учащиеся уже в школе учатся быть начальниками, командовать, то при использовании КТД нет деления на актив и пассив, на командиров и исполнителей. В течение года почти все пребудут и начальниками и рядовыми, т. к. сменяемость актива через каждое КТД. Сегодня ты, а завтра я, но всегда вместе отвечаем за дело.

Учит творчески мыслить, т. к. все воспитательные мероприятия с начала (планирование дела) и до конца (анализ проведённого КТД) учащиеся проводят сами, вместе думая, творя, проводя.

Учит принципиальности в словах и на деле, т.к. во время анализа КТД, на итоговых собраниях школьники учатся говорить открыто, критично, учатся анализировать и себя и других.

Школьники учатся выступать и выступать кратко, чётко, ясно.

Источник: http://uipk.narod.ru/Articles/shutova.htm

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: