Глава I. Формирование основ нацистской идеологии антисемитизма

Любая пропаганда не может появиться на пустом месте, для своей успешности она должна иметь идеологическое обоснование. Эффективность пропаганды антисемитизма в Германии обеспечивало то, что она на протяжении порядка 10 лет оформлялась. Это происходило, прежде всего, в «Майн Кампф» Гитлера, изданной в 1925 году.

«Майн Кампф» особенно широко распространялась после прихода нацистов к власти. Её дарили молодожёнам, выдавали членам СС и Гитлерюгенда, приобрести этот труд можно было в любом книжном магазине за сравнительно невысокую цену. Но так ли было идеально учение Гитлера? Известно, Адольф Гитлер не имел высшего образования, как Геббельс или Розенберг. За его плечами была только незаконченная реальная школа. Его успеваемость редко превышала удовлетворительных оценок, а по некоторым предметам были даже неуды. Так что шансов, что этот человек будет хорошо учиться и получит хоть какое-то образование после школы, было крайне мало. Так каким же языком могла быть написана «Майн Кампф». В. Майзер в своём исследовании подробно осветил содержание этой книги, а так же суть изложения идеологии и пропаганды антисемитизма. Вот, что он отмечает по этому поводу: «Гитлер не только видит всё сквозь искажённую призму своего антисемитизма и подгоняет факты под прокрустово ложе, размер которого он сам же жестоко задаёт, но и безудержно использует соответствующий откровенный стиль изложения».[26] Книги вроде «Майн Кампф», всегда насыщены субъективизмом. Но здесь автор явно перегибает палку. Свои взгляды он пытается подкрепить фактами, но в большинстве своём эти факты он либо сам выдумывает, либо грубо искажает.

Как отмечает Отто Штрассер, брат Грегора Штрассера, в своих воспоминаниях, «Майн кампф» представляла собой настоящую кашу из избитых банальностей, школьных воспоминаний, персональных мнений и личных злобных выпадов. В ней нашло отражение беспорядочное чтение Гитлером политических книг; отрывки из Люгера (основателя Христианско-социал-демократической партии Австрии) перемешивались с высказываниями Шренерера (лидера крупной антисемитской партии, основанной судетскими немцами во времена Австро-Венгерской империи).[27] Возможно, Гитлер, считал чужие мысли и высказывания близкими себе, но не мог их соединить в единое целое или правильно прокомментировать. Повсюду в книге были разбросаны фрагменты антисемитского бреда Штрайхера, в том числе и его последнее «открытие» о сексуальной невоздержанности и нечистоплотности евреев. Вперемешку с этим шли «оригинальные» идеи Розенберга по вопросам внешней политики.[28] По мнению О. Штрассера, в «Майн Кампф» не было никакой систематизации материала. Тем не менее, у Гитлера есть оглавление, то есть он пытался систематизировать материал, пусть и неудачно.

«Марксизм», «революция», «большевизм», «Россия» … по логике «мировоззрения» Гитлера и того смысла, который придаётся этим словам в книге «Майн Кампф», должны были бы входить в статью с ключевым словом «Еврейство» и «Антисемитизм»[29]. Уже в своём труде он сформировал образ врага немецкого народа – еврея-большевика. У Гитлера еврейство и большевизм – тождественные понятия. Гитлер, говоря о «евреях», использовал формулировки, понятия и образы такие как «паразит», «народ-паразит», «бацилла», «бациллоноситель», «вампир», «грибок мизоленцет человечества», и утверждение, что земля «будет лететь в эфире», если «еврей победит породы этого мира».[30] Все низменные ругательства, которые могли прийти к нему на ум, он употреблял в адрес евреев.

Вот как сам Гитлер весной 1938 года высказался о своём труде: «… «Майн Кампф» - это последовательное упорядочивание статей в газете «Фёлькишер Беобахтер» и я думаю, что там из-за газетных стилевых особенностей эти мысли не очень чётко воспринимаются… их можно считать «фантазиями сидящего за решёткой»».[31] То есть он ничего не выдумал, а всего лишь изложил заново, пересказал, а в некоторых местах «сфантазировал».

Газета «Таймс» 25 марта 1939 года подчёркивала: «Действительно, Гитлер является одарённым пропагандистом. Он знает, что нетренированная память слушателя повторяет его мысли, и из этой слабости он извлекает максимальную выгоду. В своих комментариях о массе он также циничен, как наши собственные авторы рекламных текстов»[32]. Механизм пропаганды Гитлера был тот же, что и механизм современной рекламы. Чем проще формулировка пропагандируемой идеи, тем легче и быстрее она запоминается. Вот в этом проигрывал Розенберг Гитлеру в своём «Мифе XX века». Из-за своего громоздкого изложения идей они с трудом воспринимались читателями. Поэтому число прочитавших его труд членов НСДАП было крайне мало. Фактически, Розенберг пропагандирует те же идеи, что и Гитлер, но делает это совершенно по-другому.

Был ли сам Адольф Гитлер антисемитом и когда он им стал? Сведения в «Майн Кампф», по мнению многих историков, считаются неправдивыми. Неискреннее заявление Гитлера в «Майн Кампф», что лишь в Вене впервые начал покупать антисемитскую литературу, ввело в заблуждение многих авторов, поверивших, что антисемитские убеждения Гитлера появились под влиянием очень примитивной серии брошюр «Остара», вышедшей из-под пера сбивчивого авантюриста Георга Ланца фон Либенфеля, одного из отклонившихся от монашеского ордена цистерцианцев, хотя для этого нет доказательств[33].

Определяющей причины поворота от житейского антисемитизма линцских годов к маниакально умножавшейся, безудержной и сохранившейся буквально до последнего часа его жизни ненависти выявить уже невозможно. Один из сомнительных приятелей Гитлера тех лет объяснял эту ненависть обострённой сексуальной завистью опустившегося сына буржуазных родителей и сообщал подробности, в которых некая белокурая женщина, его соперник, наполовину еврей, и предпринятая Гитлером попытка изнасилования натурщицы играют столь же гротесковую, сколь и банально убедительную роль.[34]

Говоря о значении книги «Майн Кампф» как источника информации, не в последнюю очередь стоит отметить изображение биографами развитие Гитлера как антисемита. Он сам пишет, что не может точно сказать, когда слово «еврей» в первый раз … особенно заставило его задуматься. В его якобы «космополитическом» (и, по версии Гитлера, тем самым не антисемитском) родительском доме подобные выражения не только не использовались, но и были невозможны[35].

Сам он пишет об этом в «Майн Кампф» так: «… лишь в возрасте 14-15 лет я стал чаще сталкиваться со словом «еврей», нередко, в связи с разговорами на политические темы, при этом у меня появлялось чувство лёгкой антипатии, неприятное ощущение подкрадывавшееся, когда передо мной разыгрывались конфессиональные склоки. … В Линце жило мало евреев. За столетия они внешне европеизировались и стали приличными, так что я даже принимал их за немцев. … О постоянной враждебности по отношению к евреям я вообще не думал. И вот я приехал в Вену». … антисемитом он стал после «периода непримиримой борьбы» между «духовным воспитанием и здравым смыслом», ставшей следствием серьёзных обвинений евреев, содержащихся в антисемитских памфлетах, которым он верил, и наблюдения в Вене за проституцией (и «торговлей девочками»), в которой он видел источник наживы евреев и средство разложения арийской расы.[36]

Август Кубицек – друг юности Гитлера. «… из 239 учеников реальной школы в Линце, которую он посещал, 15 детей относились к иудейскому вероисповеданию… некоторые его школьные товарищи тоже показывают, что он уже школьником в Линце постоянно интересовался аргументами из антисемитского листка «Линцер Флигенден Блэттер»»[37]

Юный Гитлер, когда приехал в Вену, уже был антисемитом.[38] Но стал ли антисемитизм частью его мировоззрения. Многие биографы утверждают, что за два года до написания «Майн Кампф» (1918-1919гг.) цели и намерения Гитлера были уже сформированы.[39]

В Вене в начале XX века был огромный приток населения, больше, чем в других столицах Европы. В основном, поток приезжих составляли бедняки в поисках работы. Доля еврейского населения на тот момент времени 8,6%, и эта казалась, малая доля занимала доминирующее положение в элитарных кругах общества[40]. Евреи составляли верхушку социальной пирамиды, большинство нееврейского населения оказалось на самом её дне.

Гитлер на свой лад включил в своё мировоззрение и свой антисемитизм (в письменном виде, в первый раз – в «Майн Кампф»), причём в том духе, что «еврей» больше не считается человеком.[41]

…под влиянием Бёльше, которому Гитлер обязан своими представлениями и формулировками, связанными с еврейством и мерами против евреев, которых он как микробов, приказал уничтожать средством борьбы с вредителями – газом «Циклон Б», возник и его личный страх перед физическим загрязнением, перед заразными болезнями и прямо-таки болезненная мания – необычно часто мыть руки.[42]

В январе 1929 года Й. Геббельс, в полном соответствии с книгой «Майн Кампф», сформулировал основные принципы действия по еврейскому вопросу…[43]. Пропаганда Геббельса отражала идеи Гитлера. Министр просвещения был во главе внедрения нацистского антисемитизма «Майн Кампф» в головы каждого немца.

Фанатичный антисемит Гитлер, одержимый идеей своего призвания – «освободить от еврейства» Германию и весь мир, видел в «наложенной на себя» функции «миссию», буквально равную искупительному подвигу Христа.[44]

То, что на самовосхваляющем жаргоне режима превозносилось как «чудо немецкого единения», означало не только постоянное размежевание между подлинной нацией и как бы нежелательной нацией марксистов и евреев, но «в гораздо большей степени непрерывную тягу к аплодирующей нации». Как раз неудача с бойкотом показала Гитлеру, как ещё далека общественность от его взглядов на то, в ком надо видеть корень зла.[45]

Далеко не все ученые, деятели искусства, политики поддерживали антисемитские воззрения в нацистской пропаганде. Задолго до прихода Гитлера к власти появились три тезиса, позднее заимствованные нацистским фюрером: первый идентифицировал еврейство и негативные стороны капитализма, второй провозглашал евреев вождями марксистского социализма, третий же говорил о всемирном еврейском заговоре, объявляя евреев вождями и мирового капитализма, и мирового социализма.[46]

Годы пребывания нацистов у власти – время, когда было уничтожено 6 миллионов человек только лишь потому, что они были евреи. История не знала ранее геноцида еврейского народа такого масштаба. Однако, известен тот факт, что евреев никогда не любили. Часто эта неприязнь проявлялась на бытовом уровне редко на политическом. Но неужели эта многовековая неприязнь из-за материального благополучия евреев. Леон Поляков утверждает, что со времён Моисея евреи были изначально обречены на ненависть из-за своей религии, которая была не похожа на другие. Именно религия предписывала евреям, в отличие «от всех остальных культов, строго определённый объём обязанностей, что полностью противопоставляло их общепринятому образу жизни, которого безоговорочно придерживались все остальные».[47] Само появление достаточно длительной и напряжённой враждебности, которую можно назвать «антисемитизмом», следует датировать III веком до н.э. Этот антисемитизм появился и был распространён преимущественно среди интеллектуалов Египте, в Александрии, торговой и интеллектуальной столиц тогдашнего мира.[48] Автор также отмечает, что в простонародье не обращали особого внимания на евреев, и против них никаких особых предубеждений не было.[49] Обычных людей мало интересовал уклад жизни евреев, их заботило больше своё собственное благополучие.

Интеллигенция Древнего Мира черпала антисемитские настроения из произведений тогдашних учёных, философов. Самые резкие антиеврейские сочинения в оригинале до нас не дошли: мы их знаем благодаря трактовке еврейского историка Иосифа Флавия, который воспроизвёл некоторые из них в своём политическом трактате «Против Апиона».[50]

Христианский антисемитизм проявляется сильнее всего в религиозной форме, но причины его разнообразны, противоречивы и темны.[51] Евреев отождествляли с дьяволом, считали проклятым народом, который необходимо избегать.

Массовая эмиграция евреев началась после разрушения еврейского государства в 70 году. В Европу, в Галлию, евреи переселились в Средневековье.[52] В те времена было распространено главенство церкви и церковного учения. Поэтому почва антисемитизма оставалась религиозной.

Само содержание антиеврейской пропаганды в IX веке показывает, что в эту эпоху не было ни малейшего следа специфического народного антисемитизма. Антисемитизм сохранял для христианского населения неоспоримую привлекательность.[53]

Хронисты эпохи Средневековья проявляли склонность к тому, чтобы присоединить к слову «еврей» какой-нибудь грубый эпитет, а обвинение в колдовстве стало под их пером общим местом. Но все эти люди, формировавшее общественное мнение, принадлежали церкви. До IX века нет ни одного документа, упоминавшего о вспышках народного гнева против евреев.[54]

Массовые убийства евреев происходили в основном в ходе последних вспышек народного мистицизма, имевших место на фоне социального кризиса начала XIV века.[55] Инквизиционные суды воспользовались религиозной основой антисемитизма.

Ко времени первых преследований со стороны церкви появились отличительные знаки для евреев: В Германии сначала использовались особые головные уборы, а не специальные знаки.[56] Для евреев в Польше это был головной убор с заострённым верхом зелёного цвета; в Англии – две ленты материи, пришитые на груди, иногда имитировавшие образ скрижалей Завета. Но в Италии и Испании для евреев предусматривались круглые знаки. В 1435 году король Альфонс специальным эдиктом предписывал евреям Сицилии иметь кружок не только у себя на груди, но и на своих лавках.[57]

Нацисты не были первопроходцами, обязав евреев носить звезду Давида. И в Средневековье, и в Третьем Рейхе евреев пытались выделить из общества, обособить их от остальных. Люди знали, что они покупали у евреев. В Берлине 1930-х годов евреи обозначали свои магазины «иудейскими флажками»[58].

С экономической точки зрения немецкие евреи играли в XVII – XVIII столетиях всё более возраставшую роль в крупных коммерческих центрах.[59] Возможно, это порождало ещё большую ненависть. Они отличались от всех не только знаками в одежде, но и материальным благополучием.

Расовая теория была действенным оружием в руках Гитлера. И главным образом антисемитизм. В беседе с Раушнингом Гитлер сказал как-то, что «не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать», что антисемитизм – это «самое сильное оружие в моём пропагандистском арсенале».[60]

Расовая теория служила обоснованием права Гитлера и нацистской Германии господствовать над всеми другими государствами.[61] Она легла в основу теории о мировом господстве арийской расы во главе с нацистами. Гитлер готовился к тотальной войне против евреев. Возможно, через он намеревался использовать это антисемитизм для завоевания мирового господства.[62]

Термин «антисемитизм» появился в 1870-80-х годах. Ему предшествовало другое понятие – юдофобия – одна из древнейших форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении и проявляющаяся на разных уровнях общественного сознания (бытовом, корпоративном и т.п.)[63] В ходе истории антисемитизм принимал различные формы — от обвинений и всякого рода дискриминации до депортаций, кровавых расправ и геноцида. Крайнюю форму приобрел в политике национал-социализма в Германии. Пик антисемитских настроений пришелся на вторую половину XIX – первую половину XX веков.

Французский исследователь Леон Поляков, детально прослеживая зарождение антисемитизма в различных государствах Европы начиная с VI века, обнаружил, что дошедший до нас полемический антиеврейский трактат той эпохи принадлежит перу Евагрия[64].

Существует множество определений понятия антисемитизма. «Антисемитизм – определенная система антиеврейских взглядов, обобщающая расхожие антиеврейские представления в более или менее стройную идеологическую систему, направленную на формирование враждебного отношения к евреям, на дискриминацию евреев во всех сферах жизни общества. Антисемитизм - явление универсальное, не знающее каких либо национальных и географических границ. Своей кульминации в виде государственно оформленной политики антисемитизм достиг во время Третьего рейха»[65].

По мнению советского исследователя А. А. Галкина антисемитизм в Германии приобрел свое идеологическое обрамление, заимствовав идейные элементы из других ранее существовавших трудов: «… Весьма заметное место … занимали работы Евгения Дюринга, превратившегося к концу своей жизни в ведущего теоретика германского антисемитизма. Для изучения истоков фашистской идеологии его работы особенно интересны потому, что в них особенно ярко представлен элемент соединения антисемитизма и «социализма» - прием, широко использованный впоследствии национал-социалистическими идеологами и пропагандистами. Немало почерпнули национал-социалисты и от российских антисемитов – Карла-Амалии Грингмута, Крушевана, Окрейца, и Пуришкевича. На формирование взглядов самого Гитлера, родившегося и выросшего в Австрии, решающее воздействие оказали теории австрийских расистов и антисемитов конца XIX в., и прежде всего венского обер-бургомистра Карла Люэгера».[66]

Жан-Поль Сартр считал, что антисемитизм – это страсть тех, кто «боится рассуждений». Он распространен среди тех, кто ищет то, что уже имеет, кто не желает становиться чем-то или кем-то другим, нежели уже устал[67]. Немецкий народ устал от нищеты и уже не имел желание понять, от чего все эти беды. Клемперер справедливо отмечал, что антисемитизм – как социально, религиозно и экономически обоснованное отвержение – существовал во все времена и у всех народов; и было бы в высшей степени несправедливо приписывать его именно немцам и им одним[68].

А.А. Галкин считает, что причина роста антисемитских настроений в материальном благополучии на фоне общего бедствия. В Германии имелось значительное еврейское меньшинство. В результате ноябрьской буржуазно-демократической революции 1918 г. евреи получили гражданское равноправие. Усилилась экономическая активность еврейского населения в сфере мелкого предпринимательства и торговли. Ряд граждан еврейской национальности занял заметные позиции в области культуры, в публицистике, в политической жизни. Среди евреев было много богатых и обеспеченных людей. Это порождало недовольство, может быть даже зависть, которая способствовала оживлению бытового антисемитизма, укоренившегося в сознании части населения страны еще со времен средневековья[69].

Антиеврейские настроения имели место и до прихода к власти Гитлера, но теперь они должны были обрести государственную идеологическую окраску. Фундаментом идеологии нацистского антисемитизма стала «Mein Kampf». Гитлер представлял Германию в образе белокурой немецкой девушки, которую нагло соблазняет мерзкий еврей, с целью привести свою собственную низшую расу, народ евреев, к мировому господству, о котором они давно мечтают[70].

Альфред Розенберг отождествлял с германизмом и еврейством две противостоящие друг другу силы, одна олицетворяла смерть, а другая – тьму[71].

Отказавшись от любви, красоты и чести, мечтая только о лишенном любви, безобразном, бесчестном господстве, до 1933 года евреи оказался сильнее нас, потому что мы прекратили воплощать нашу мечту, и даже пытались беспомощно воспринять мечту евреев.[72]

Еврейский паразитизм как сосредоточенная величина управляется, таким образом, еврейским мифом, обещанием мирового господства, данным богом Яхве праведникам. Расовый отбор Эсраса, Талмуд раввинов создали общность взглядов и крови, обладающую невероятной выносливостью.[73] Характер евреев в их деятельности торговых посредников и деятельности по разложению чужих типов остался все тем же, от Иосифа в Египте до Ротшильда и Ратенау, от Фило через Давида бен Шеломо до Гейне. В культивирующем плане до 1800 года в первую очередь действовал скрупулезный моральный кодекс. Без Талмуда и Шульхан Аруха еврейство как общность немыслимо.[74]

Антисемитизм должен был стать составляющим компонентом самосознания каждого немецкого гражданина. В условиях экономического кризиса это был выигрышный ход. Немец должен трудиться, зарабатывать деньги и жить достойной жизнью, но всему этому мешает еврей. «Еврей - это наше несчастье! Кто владеет золотом? Еврей! Кто лишил тебя куска хлеба? Еврей! Поэтому тот, кто покупает у еврея,- негодяй, место которому в тюрьме, предатель родины, изменивший своей семье и немецкому народу…» Так гласят антисемитские листовки, которые раздавал Дорт Мунде посетителям традиционной конной ярмарки сам гауляйтер земли Рейнланд-Вестфалия Бринкманн[75].

Если пользоваться терминологией и методологией определения еврейской крови, принятой национал-социалистами, то самый яркий пример еврея – министр пропаганды Йозеф Геббельс[76]. Его антисемитские статьи в газете «Дер Ангриф» содержали чёрный юмор и острую сатиру. Геббельс общался в среде еврейских издателей в Берлине, на которых впоследствии вымещал свою месть за непризнание его таланта. Его бывшая невеста Эльзе была наполовину еврейкой. Профессора в университетах, в которых он учился, были чистокровными евреями. Геббельс был способен при унижении своих подчиненных сказать, что даже евреи лучше бы справились с тем или иным поручением, если бы он только мог заменить их евреями. Геббельс часто употреблял словечки из идиш или иврита[77]. Все самые гнусные качества евреев, которые Йозеф Геббельс им приписал, были в нем самом, да и вообще могли быть в любом человеке. Как будто он с самого себя срисовывал образ главного врага Великой Германии.

Геббельс заявлял в 1929 году следующее: «Евреи обладают определённой стойкостью по отношению ко всякого рода словесным оскорблениям: подонок, паразит, жулик, обманщик, мошенник – с него как с гуся вода. Но назовите его евреем, и вы с изумлением заметите, что задели его за обнажённый нерв. Тогда еврей сморщивается и становится маленьким-маленьким: вот меня и раскрыли»[78].

Нацистское правительство выставляла борьбу против евреев как вынужденную меру социальной гигиены, борьба с инфекцией. Геббельс также навесил на евреев ярлык паразитов и воров немецкой нации. В 1932 году, нападая на ненавистную ему газету «Берлинер Тагеблатт», он провозгласил фразу, которая повторилась после 1940 года и стала крылатой: «Евреи повинны во всем! Во всем!»

Сам Геббельс, по утверждению многих исследователей, в отличие от Гитлера не был антисемитом. Его патологическая ненависть к евреям иногда превращалась в пародию на антисемитизм.[79] Цинизм и желание Геббельса доказать Адольфу Гитлеру свою любовь и преданность к нему играли в его формировании как ненавистника евреев гораздо большую роль, чем его недозрелая эмоциональная раскраска. Его желание «кусать» евреев было и политическим оппортунизмом, и доказательством любви к фюреру[80]. Ему необходимо было нарисовать образ великого зла, причину всех несчастий и потерь Германии в угоду Гитлеру. Геббельс стал антисемитом-человеконенавистником в качестве доказательства преданности Гитлеру[81].

В университетах, где учился Геббельс, антисемитские настроения усилились, и даже стало модно обвинять евреев за все неудачи Германии.[82] Евреи – некий узел, который связал между собой всю демоническую коалицию разнородных врагов рейха. Ставшая афоризмом во время войны фраза Геббельса «Во всём виноваты евреи», может служить квинтэссенцией этой точки зрения. Верховным заговорщиком должен быть, конечно же, еврей. К 1943 году еврея изображали в виде некоего духа, скрывавшегося за завесой антимира. Евреи обвинялись виновными в нищете Германии, в ее поражениях в войне. Нацисты, подобные Геббельсу, Дивергу или Таубергу, измеряли добро по шкале непринадлежности к еврейству, а зло представлялось им в виде конкретного олицетворения еврейства[83].

Антисемитизм отвечал общественному мнению того времени. Геббельс это понимал и использовал как свое главное оружие.

Меньше чем через месяц Геббельс собрал воедино все эти моменты в своей большой речи: «Взгляните на лагерь врага. Куда бы вы ни бросили свой взор – везде еврей на еврее. Евреи стоят за Рузвельтом, они его мозговой трест. Евреи стоят за Черчиллем, подстрекая его, евреи-агитаторы, евреи-заговорщики во всей англо-американско-советской прессе, евреи в темных углах Кремля. Это они истинные носители идеи большевизма»[84].

В своих дневниках 1945 года Геббельс обвинял евреев в преступлениях против человечества, грабежах страны. Но он не уточнял, в каких преступлениях повинны они. В своих статьях в журнале «Рейх» он говорил: «В нынешней исторической схватке каждый еврей является нашим врагом независимо от того, прозябает ли он в польском гетто, влачит ли существование в Берлине или в Гамбурге или призывает в войне в Нью-Йорке. Разве евреи - тоже люди? Тогда то же самое можно сказать и о грабителях-убийцах, о растлителях детей, сутенерах. Евреи - паразитическая раса, произрастающая, как гнилостная плесень, на культуре здоровых народов. Против нее существует только одно средство - отсечь ее и выбросить. Уместно только не знающая жалости холодная жестокость! То, что еврей еще живет среди нас, не служит доказательством, что он тоже относится к нам. Точно так же блоха не становится домашним животным только оттого, что живет в доме»[85]. Даже весной 1945 года, когда Германию прижимали с Запада англо-американские войска, а с востока - советские, немецкое правительство продолжало окрашивать свою пропаганду в антисемитские краски, хотя в такое время думать нужно было не об этом.

Первая жертва антиеврейской агрессии Геббельса стал начальник Берлинской полиции Бернард Вайс. Он не был евреем, но его неказистая внешность сыграла против него. Геббельс нарисовал в нем еврея Изидора, типичного представителя еврейской паршивой расы. «Объектом особой ненависти Геббельса был Бернгард Вайс, полицай-президент Большого Берлина, немецкий патриот и весьма компетентный криминалист, которого «малютка-доктор» выставил в роли еврея «Исидора», полную сомнения, смешанную фигурку, которая должна была служить для защиты сомнительных дельцов-евреев от наказания и всячески досаждавшая националистически настроенным нацистам. … Геббельс выпустил множество изображений Вайса в виде «германского гражданина иудейского вероисповедания и наружности» [86]

Сам же Йозеф Геббельс не отличался арийской красотой. Его низкий рост, изувеченная с детства левая нога не очень-то сыграли в его пользу. Женитьба на Магде Квандт помогла ему «реабилитироваться» среди других нацистских лидеров в глазах Гитлера. Примечательно, что Магду в детстве воспитывал богатый банкир, муж ее матери, еврей по национальности.

Немецкое общество принимало идеологию, ни каких масштабных акций протеста против нее не было. Был протест ветеранов Первой Мировой войны еврейского происхождения в виде письма престарелому президенту Гинзбургу. Но Гитлер ловко выкрутился из этого затруднительного положения. Многие видные деятели культуры и науки высказывали свой протест и выезжали из страны. Те, кто не успел уехать и выражал свое недовольство, направляли в концлагерь Дахау на верную гибель.

Еврей в нацистской пропаганде отождествлялся с большевиком. Большевики хотели совершить мировую революцию. Соответственно, всего этого хотели евреи. «... Все накапливающееся в Германии недовольство, … всю это ожесточенность можно аккумулировать в антисемитизме, направить против евреев. Виноваты во все евреи. Неважно бессмыслица, отсутствие реальных доводов - чем надуманнее, абсурднее (и это уже проверено), тем убедительнее для извращенных абсурдом нацизма людей»[87].

Таким образом, антисемитизм был таким направлением в немецкой националистической пропаганде, на которое делался основной упор. У многих немецких граждан антиеврейские настроения были слабы, либо вовсе не были им свойственны. Но таких стало меньшинство после серии правительственных мер против евреев.


[1] Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.

[2] Ржевская Е.М. Геббельс: Портрет на фоне дневника. – М., 1994.

[3] Ченая Л. Б. Коричневые диктаторы (Гитлер, Геринг, Гиммлер, Геббельс, Борман, Риббентроп). – Ростов н/Д., 1999.

[4] Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. – М., 1981.

[5] Мельников Д. Е., Черная Л. Б. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. – М., 1988.

[6] Ермаков А. М. Вермахт против евреев. Война на уничтожение. http://lib.rus.ec/b/345836/read

[7] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск, 1996.

[8] Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. – М., 2000

[9] Кунц. К. Совесть нацистов. http://www.krotov.info/liber/11_k/un/z_1.htm

[10] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. – М., 2007.

[11] Фест И. К. Адольф Гитлер. В 3-х томах. http://lib.rus.ec/b/103425/read

[12] Кершоу Я. Гитлер. – Ростов/Д., 1997.

[13] Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительное жизнеописание. – Смоленск, 1994.

[14] Марабини Ж. Повседневная жизнь Берлина при Гитлере. – М., 2003.

[15] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009.

[16] Гитлер А. Моя борьба http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/H/Hitler/mk/index.html

[17] Розенберг А. «Миф XX века».http://lib.rus.ec/b/186804/read#t5

[18] Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи – Смоленск, 1993.

[19] Штрассер О. Гитлер и я. http://lib.rus.ec/b/154300/read#t1

[20] Пикер Г. Застольные беседы Гитлера 1941-1942. http://militera.lib.ru/db/picker/index.html

[21] СС в действии. Документы о преступлениях СС. – М., 1968.

[22] Расплата: Третий рейх: падение в пропасть. – М., 1994.

[23] Захаров В.В., Кулишов В.Д. Начало начал. (Анатомия Холокоста). – М., 2000.

[24]Кемперер В. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Klemp/index.php

[25] Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма. – М., 2003.

[26] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.47

[27] Штрассер О. Гитлер и я. http://lib.rus.ec/b/154300/read#t1

[28] Штрассер О. Гитлер и я. http://lib.rus.ec/b/154300/read#t1

[29] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.47

[30] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.192-193

[31] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.50

[32] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.53

[33] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.84

[34] Фест И. К. Адольф Гитлер. В 3-х томах. http://lib.rus.ec/b/103425/read

[35] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.140

[36] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.141

[37] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.141-142

[38] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.143

[39] Кершоу Я. Гитлер Ростов/нД., 1997. С.44

[40] Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: сравнительное жизнеописание. Т.1. – Смоленск: Русич, 1994. С.39

[41] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.193

[42] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.194

[43] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.196

[44] Мазер В. История «Майн Кампф». Факты, комментарии, версии. М., 2007. С.204

[45] Фест И. К. Адольф Гитлер. В 3-х томах. http://lib.rus.ec/b/103425/read

[46] Ермаков А. М. Вермахт против евреев. Война на уничтожение. http://lib.rus.ec/b/345836/read.

[47] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.16

[48] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.10

[49] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.17

[50] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.18

[51] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.34

[52] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.265

[53] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.272

[54] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.274

[55] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.285

[56] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.299

[57] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.300

[58] Марабини Ж. Повседневная жизнь Берлина при Гитлере. М.: Мол. Гвардия, 2003. С.88

[59] Поляков Л. История антисемитизма. – Мосты культуры, 2009. С.501

[60] Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. – М.: Издательство Агентства печати Новости, 1981. С.235

[61] Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. – М.: Издательство Агентства печати Новости, 1981. С.238

[62] Марабини Ж. Повседневная жизнь Берлина при Гитлера. – М.: Мол. Гвардия, 2003. С.88

[63] Захаров В.В., Кулишов В.Д. Начало начал. (Анатомия Холокоста). М., 2000. С.20

[64] Кунц. К. Совесть нацистов. http://www.krotov.info/liber/11_k/un/z_1.htm

[65] Захаров В.В., Кулишов В.Д. Начало начал. (Анатомия Холокоста). М., 2000. С.20

[66] Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989. С.275-276

[67] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск, 1996. С.77

[68] Кемперер В. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Klemp/index.php

[69] Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989. С.290

[70] Кемперер В. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Klemp/index.php

[71] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск, 1996. С.380

[72] Розенберг А. «Миф XX века» http://lib.rus.ec/b/186804/read#t5

[73] Розенберг А. «Миф XX века» http://lib.rus.ec/b/186804/read#t5

[74] Розенберг А. «Миф XX века» http://lib.rus.ec/b/186804/read#t5

[75] Захаров В.В., Кулишов В.Д. Начало начал. (Анатомия Холокоста). - М.: 2000. С.69-70

[76] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск: 1996. С.75

[77] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск: 1996. С.75-76

[78] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск: 1996. С.80

[79] Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. - М.: 2000. С.221

[80] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск: 1996. С.78

[81] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. - Смоленск: 1996. С.315

[82]Рисс К. Геббельс. Адвокат дьявола. - М.: 2000. С.28

[83] Герцштейн Р.Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск: 1996. С.23

[84] Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер. – Смоленск: 1996. С.82-84

[85] Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи. – Смоленск: 1993. С.21

[86] Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер. - Смоленск: 1996. С.79

[87] Ржевская Е. М. Геббельс: Портрет на фоне дневника. - М.: 1994. С.314


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: