Три школы маржинализма. Два этапа развития маржинализма

З школы: Манчестер: William Stanley Jevons (1835-1882) The Theory of Political Economy 1871

(«Теория политической экономии»)Основал закон убывающей предельной полезности на физиологическом принципе,Вывел уравнение бартерного обмена,«Увеличение капитала равносильно увеличению продолжительности срока инвестирования»,«Ставка процента зависит от отношения приращения продукта к приращению капитала»

Венская школа: Carl Menger (1840-1921)Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, 1871(«Основания народной экономии») Выделил ряд условий превращения вещи в благо.Делит блага на высшие и низшие.Отверг теорию ценности на основе издержек.Автор эволюционной теории денег.Не прибегал к математическим исследованиям в своей работе

Лозаннская школа: Marie-Ésprit-Léon Walras (1834-1910) Elements d’èconomie politique pure 1877 («Элементы чистой политической экономии»): Впервые ввел наиболее общие критерии рыночного равновесия: спрос равен предложению,Предложил концепцию общего эконом. равновесия, математич. интерпретировав ее,Ввел разделение на 4 рынка: труда, капитала, финансовый, потребительских благ и услуг,Высшая математика как обязательный элемент экономической науки

Первый этап (70-80е годы 19в.)Обобщение идей маржинализма в трудах К. Менгера, У. Джевонас и Л. Вальраса. На этом этапе большое признание получила австрийская школа маржинализма, во главе которой стоял К. Менгер. Основные идеи:Ценность определяется на основе предельной полезности. Отрицают исторический и социологический подход, используют метод научной абстракции. У. Джевонс создал формализованную теорию полезности. Определил функцию полезности: U=f(x), где х – количество товара. Создал теорию обмена на основе предельной полезности и теорию предложения труда. Л. Вальрас. Модель общего экономического равновесия. Цены устанавливает абстрактный аукционер, процесс нахождения рыночной цены называет нащупыванием. При ОЭР совокупные доходы равны сумме совокупного спроса на конечные товар и совокупных инвестиций.

Второй этап приходится на 90-е гг. XIX в. с этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг. В результате представители "новых" маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве приемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название "неоклассической". На втором этапе "маржинальной революции" – этапе формирования неоклассической экономии – наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В. Парето.

Методологические принципы маржинализма: 1. Индивидуализм 2. Статический подход 3. Равновесный подход 4. Экономическая рациональность 5. Предельный анализ6.Математизация

Методологические достижения:

Главный герой маржиналистской теории – потребитель

Проблема ограниченности ресурсов => Понятие полезности было определено через аппарат предельных величин

Ценность товара определяется его полезностью, а не издержками производства

7.Венская школа субъективной предельной полезности (особенности предмета и метода).

Постулаты: последовательный монистический субъективизм;неопределенность будущего и возможность ошибок;методологический индивидуализм;отсутствие математических методов исследования.Представители: Carl Mengeк(1840–1921)«Grundsätze der Volkswirtschaftslehre».Eugen von Böhm-Bawerк(1851-1914) «Kapital und Kapitalzins».Friedrich von Vieser(1851-1926)«Теория общественного хозяйства»

Особенности: • Отказывались использовать математические методы исследований• Важно именно отношение экономического субъекта к вещи (субъективизм)Атомистический подход (метод робинзонады): законы, характерные для поведения одного человека, идентичны законам всего общества.

• Метод самонаблюдения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: