Объектно-ориентированное программирование

Основные понятия объектно-ориентированного программирования (ООП). Основополагающей идеей одного из современных подходов к программированию — объектно-ориентированному — является объединение данных и обрабатывающих их процедур в единое целое — объекты.

Объектно-ориентированное программирование — это методология программирования, которая основана на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является реализацией определенного класса (типа особого вида), а классы образуют иерархию, основанную на принципах наследуемости. При этом объект характеризуется как совокупностью всех своих свойств и их текущих значений, так и совокупностью допустимых для данного объекта действий.

Несмотря на то что в различных источниках делается акцент на те или иные особенности внедрения и применения ООП, три основных (базовых) понятия ООП остаются неизменными. К ним относятся:

• наследование (Inheritance);

• инкапсуляция (Encapsulation);

• полиморфизм (Polymorphism). Эти понятия как три кита лежат в основе ООП. При процедурном подходе требуется описать каждый шаг, каждое действие алгоритма для достижения конечного результата. В отличие от него объектно-ориентированный подход оставляет за объектом право решать, как отреагировать и что сделать в ответ на поступивший вызов. Достаточно в стандартной форме поставить перед ним задачу и получить ответ. Объект состоит из следующих трех частей:

• имени объекта;

• состояния (переменных состояния);

• методов (операций).

Можно дать обобщающее определение: объект ООП— это совокупность переменных состояния и связанных с ними методов (операций). Упомянутые методы определяют, как объект взаимодействует с окружающим миром.

Под методами объекта понимают процедуры и функции, объявление которых включено в описание объекта и которые выполняют действия. Возможность управлять состояниями объекта посредством вызова методов в итоге и определяет поведение объекта. Совокупность методов часто называют интерфейсом объекта.

Инкапсуляция — это механизм, который объединяет данные и методы, манипулирующие этими данными, и защищает и то и другое от внешнего вмешательства или неправильного использования. Когда методы и данные объединяются таким способом, создается объект.

Применяя инкапсуляцию, мы защищаем данные, принадлежащие объекту, от возможных ошибок, которые могут возникнуть при прямом доступе к этим данным. Кроме того, применение указанного принципа очень часто помогает локализовать возможные ошибки в коде программы. А это намного упрощает процесс поиска и исправления этих ошибок. Можно сказать, что инкапсуляция обеспечивает сокрытие данных, что позволяет защитить эти данные. Однако применение инкапсуляции ведет к снижению эффективности доступа к элементам объекта. Это обусловлено необходимостью вызова методов для изменения внутренних элементов (переменных) объекта. Но при современном уровне развития вычислительной техники подобные потери в эффективности не играют существенной роли.

Наследование — это процесс, посредством которого один объект может наследовать свойства другого объекта и добавлять к ним черты, характерные только для него. В итоге создается иерархия объектных типов, где поля данных и методов «предков» автоматически являются и полями данных и методов «потомков».

Смысл и универсальность наследования заключаются в том, что не надо каждый раз заново («с нуля») описывать новый объект, а можно указать «родителя» (базовый класс) и описать отличительные особенности нового класса. В результате новый объект будет обладать всеми свойствами родительского класса плюс своими собственными отличительными особенностями.

13.Методология объектно-ориентированного программирования

Методология объектно-ориентированного программирования

Со временем ситуация стала существенно изменяться. Оказалось, что трудоемкость разработки программных приложений на начальных этапах программирования оценивалась значительно ниже реально затрачиваемых усилий, что служило причиной дополнительных расходов и затягивания окончательных сроков готовности программ. В процессе разработки приложений изменялись функциональные требования заказчика, что еще более отдаляло момент окончания работы программистов. Увеличение размеров программ приводило к необходимости привлечения большего числа программистов, что, в свою очередь, потребовало дополнительных ресурсов для организации их согласованной работы.
Но не менее важными оказались качественные изменения, связанные со смещением акцента использования компьютеров. Если в эпоху «больших машин» основными потребителями программного обеспечения были крупные предприятия, компании и учреждения, то позже появились персональные компьютеры и стали повсеместным атрибутом мелкого и среднего бизнеса. Вычислительные и расчетно-алгоритмические задачи в этой области традиционно занимали второстепенное место, а на первый план выступили задачи обработки и манипулирования данными.
Стало очевидным, что традиционные методы процедурного программирования не способны справиться ни с растущей сложностью программ и их разработки, ни с необходимостью повышения их надежности. Во второй половине 80-х годов возникла настоятельная потребность в новой методологии программирования, которая была бы способна решить весь этот комплекс проблем. Такой методологией стало объектно-ориентированное программирование (ООП).
Фундаментальными понятиями ООП являются понятия класса и объекта. При этом под классом понимают некоторую абстракцию совокупности объектов, которые имеют общий набор свойств и обладают одинаковым поведением. Каждый объект в этом случае рассматривается как экземпляр соответствующего класса. Объекты, которые не имеют полностью одинаковых свойств или не обладают одинаковым поведением, по определению, не могут быть отнесены к одному классу.
Примечание 4
Важной особенностью классов является возможность их организации в виде некоторой иерархической структуры, которая по внешнему виду напоминает схему классификации понятий формальной логики. В этой связи следует заметить, что каждое понятие в логике имеет некоторый объем и содержание. При этом под объемом понятия понимают все другие мыслимые понятия, для которых исходное понятие может служить определяющей категорией или главной частью. Содержание понятия составляет совокупность всех его признаков или атрибутов, отличающих данное понятие от всех других. В формальной логике имеет место закон обратного отношения: если содержание понятия А содержится в содержании понятия В, то объем понятия В содержится в объеме понятия А.
Иерархия понятий строится следующим образом. В качестве наиболее общего понятия или категории берется понятие, имеющее наибольший объем и, соответственно, наименьшее содержание. Это самый высокий уровень абстракции для данной иерархии. Затем данное общее понятие некоторым образом конкретизируется, тем самым уменьшается его объем и увеличивается содержание. Появляется менее общее понятие, которое на схеме иерархии будет расположено на уровень ниже исходного понятия. Этот процесс конкретизации понятий может быть продолжен до тех пор, пока на самом нижнем уровне не будет получено понятие, дальнейшая конкретизация которого в данном контексте либо невозможна, либо нецелесообразна.
Примерами наиболее общих понятий могут служить такие абстрактные категории, как система, структура, интеллект, информация, сущность, связь, состояние, событие и многие другие. В процессе изучения этих категорий появляются новые особенности их содержания и объема. Именно по этим причинам всегда трудно дать им точное определение. В качестве примеров конкретных понятий можно привести понятие книги, которую читатель держит в руках, или понятие микропроцессора Intel Pentium П-300.
Примечание 5


14.Ввод и вывод в языке С++.

В языке С имеется весьма развитая библиотека функций ввода-вывода. Однако в самом языке отсутствуют какие-либо предопределенные файловые структуры. Все данные обрабатываются как последовательность байт. Имеется три основных типа функций: потоковые, работающие с консолью и портами ввода-вывода и низкоуровневые.
Потоковые функции.
В потоковых функциях файлы данных рассматриваются как поток отдельных символов.
Когда программа открывает файл для ввода вывода при помощи потоковых функций, то открытый файл связывается с некоторой переменной типа FILE (определенной в stdio.h), содержащей базовую информацию об этом файле. После открытия потока с помощью функции fopen возвращается указатель на эту переменную. Этот указатель используется для ссылки к файлу при всех последующих операциях ввода-вывода и называется указателем потока.
Все потоковые функции обеспечивают буферизованный, форматированный или неформатированный ввод/вывод. Буферизация потока разгружает приложение. Однако следует иметь ввиду, что при аварийном завершении программы содержимое буферов вывода может быть потеряно.
Аналогичным образом выглядят функции, работающие с консолью и портами. Они позволяют читать и писать на терминал или в порт ввода/вывода (например в порт принтера). Функции портов ввода/вывода выполняют простое побайтное считывание или запись. Функции ввода/вывода на консоль обеспечивают несколько дополнительных возможностей, например можно определить момент, когда будет введен символ с консоли и т.п.
Для использования потоковых функций в программу должен быть включен заголовочный файл stdio.h. В нем содержатся описания прототипов функций ввода/вывода, а также - описания ряда констант. Константа EOF определяется как значение, возвращаемое при обнаружении конца файла, BUFSIZE - размер буферов потока, тип FILE определяет структуру, используемую для получения информации о потоке.
Поток открывается с помощью функций fopen(), fdopen() или freopen(). В момент открытия задаются режим файла и способ доступа. Эти функции возвращают указатель на переменную типа FILE, например
FILE *file1;
file1=fopen(“input.dat”,”r”);
открывает файл input.dat для чтения. Переменная file1 получает указатель на поток.
Возможные типы доступа:
“a” – запись в режиме добавления в конец файла,
”a+” –тоже, что и “a”, но возможно и чтение,
”r” – только для чтения,
”r+” – для чтения и записи,
”w” – открывается пустой файл для записи,
”w+” – открывается пустой файл для записи и чтения.
Когда начинается выполнение приложения автоматически открывается следующие потоки: стандартное устройство ввода stdin, стандартное устройство вывода stdout, устройство сообщений об ошибках stderr, устройство печати stdprn и стандартное дополнительное устройство stdaux. Эти файловые указатели можно использовать во всех функциях ввода/вывода в качестве указателя на поток. Некоторые функции автоматически используют указатели на поток, например getchar() и putchar() используют stdin и stdout соответственно.
Для закрытия потоков используются функции fclose() и fcloseall(). Если программа не закрывает поток явно, то он закрывается автоматически по ее завершению.
Для перемещения по файлу можно использовать функции fseek(), ftell() и rewind().
Низкоуровневый ввод и вывод.
Функции низкоуровневого ввода-вывода не выполняю никакой буферизации и форматирования. Они непосредственно обращаются к средствам ввода/вывода операционной системы.
При открытии файла на этом уровне возвращается описатель файла (file handle), представляющий собой целое число, используемое затем для обращения к этому файлу при дальнейших операциях. Для открытия используется функция open(), для закрытия – функция close().
Функция read() читает данные в указанный массив, а write() – выводит данные из массива в файл, lseek() – используется для перемещения по файлу.
Низкоуровневые функции не требуют включения заголовочного файла stdio.h, вместо него используется файл io.h.
Низкоуровневая система ввода-вывода не вошла в стандарт ANSI C, поэтому ее не рекомендуют для дальнейшего использования.
Ввод и вывод символов, строк, слов.
Наиболее общими функциями являются те, которые работают с отдельными символами. Функция getc() вводит один символ из указанного файлового потока в переменную типа int:

int ic;
ic=getc(stdin);

Вводится один символ из потока stdin.
Функция putc() передает один символ в указанный файловый поток:

putc(ic,stdout);

Для стандартных потоков stdin и stdout можно использовать функции getchar() и putchar() соответственно:

int ic;
ic=getchar();
putchar(ic);

Функции getch() и putch() являются низкоуровневыми функциями. Обычно функция getch() используется для перехвата символа, введенного с клавиатуры сразу после его нажатия. Нажатия клавиши “Enter” не требуется.
Для ввода/вывода текстовых строк можно использовать функции gets(), fgets(), puts(), fputs(). Функция fgets() имеет вид:
fgets(имя_массива, размер_массива, указатель_на_поток);
Она считывает символы в указанный массив и добавляет в конце null-символ. Считывание производится до заполнения массива, или до достижения конца файла. Символ перевода строки переписывается в массив.
Для ввода и вывода целых чисел можно использовать функции getw() и putw(). Они работают с двоичными файлами.
Форматированный ввод и вывод.
Богатый ассортимент средств управления форматом позволяет легко создавать таблицы, графики или отчеты. Функциями, выполняющими этот вывод являются printf() - для стандартного потока вывода stdout, и fprintf() – для любого потока. Функция fprintf() имеет вид:
fprintf(поток_вывода, “формат”, перем_1, перем_2,…);
Работает она аналогично printf() и выводит данные в указанный поток вывода.
Для форматированного ввода используются функции scanf() и fscanf().
Для преобразования текстовой строки можно использовать sscanf(). Она работает аналогично fscanf(), но данные берет из сроки, а не из файла.
Потоки cin, cout, cerr.
В языке С++ имеется другая библиотека ввода/вывода, определяемая заголовочным файлом iostream.h. Ввод/вывод в ней определяется набором специальных классов. Аналогами потоков stdin, stdout и stderr являются cin, cout и cerr. Они открываются автоматически при запуске программы.
Операции выделения >> и вставки <<.
Для ввода/вывода с помощью указанных потоков используются специальным образом определенные операции “занести в поток” и “получить из потока”, << и <<. Операция >> выделяет данные из входного потока и помещает в указанные переменные, а операция << помещает значения указанных переменных в поток.
Приведем пример использования потока stdin и потока cin:

scanf(“%d%lf%c”,&ivalue,&dvalue,&cvalue);
cin>>ivalue>>dvalue>>cvalue;

Аналогично для вывода:

printf(“Integer:%d double: %lf”,ivalue,dvalue);
cout<<”Integer:”<<ivalue<<” double:”<<dvalue;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: