Истоки, цели, социально-политические идеи, сфера культуры

Обратимся к истокам обеих идеологий. Идеология нацистской Германии основывается не только на трудах конкретных людей (работы Гитлера, Розенберга, Гюнтера), но и на оккультизме, которому придавалось большое значение. Например, Гвидо фон Лист создал собственное мистическое учение – арманизм. У нацистов создателем цивилизации, двигателем истории провозглашалась «арийская раса».

Если национал-социализм можно условно назвать тоталитарной идеологией правого толка, то в России в начале ХХ в. сложилась «левая тоталитарная идеология» - коммунизм, основанный на марксистско-ленинской теории. Таким образом, советская идеология базируется только на трудах конкретных мыслителей, согласно мнению которых, история человечества – это история борьбы трудящихся масс против своих угнетателей, а материальное производство – источник исторического процесса.

Заметим, что в отличие от нацизма, ленинизм базировался на материалистической философии и претендовал на роль целостной научной концепции. Его возникновение было связано с попыткой сохранить в условиях раскола международного рабочего движения начала ХХ в. революционное крыло социал-демократии и препятствовать ревизии марксизма. Вместе с тем, ленинизм отразил многие специфические особенности российской политической культуры, а его торжество в 1917 г. было следствием тех же общественных процессов, которые привели к власти фашизм и нацизм.

Если средства, применявшиеся в СССР и нацисткой Германии для насаждения своей идеологии, могли быть в определенной степени сходными, то цели этих идеологических систем были совершенно противоположными. Более того, если средства уничтожения и подавления полностью соответствовали нацистской идеологии, то для социализма они являлись искажением, отходом от идеологии.

Гитлеровская идеологическая доктрина открыто объявляла о своих политических целях – милитаризации и экспансионизме ради завоевания жизненного пространства для «высшей расы». В «Моей борьбе» Гитлер заявил о прекращении Германией колониальной политики довоенного времени и о переходе к «Земельной политике будущего»[15].

Советская идеология своей целью ставила построение бесклассового общества путем преодоления социальных и национальных противоречий сначала в одной стране, а затем и во всем мире. Она была направлена к идеалу, к «светлому будущему». Что касается социально – экономического уклада, то в СССР идеологическая установка была претворена в жизнь: отмена частной собственности на средства производства, они перешли в собственность государства, с капиталистической эксплуатацией было покончено.

В Германии нацисты не только сохранили капиталистические формы собственности, но и лишили рабочих всех форм защиты от эксплуатации. Законом «Об организации национального труда» от 20 января 1934 г. были ликвидированы профсоюзы и фабрично – заводские комитеты на предприятиях. Вместо них был образован так называемый «Трудовой фронт» - организация, которая не ущемляла права капиталистов, называвшихся «вождями предприятий»[16]. Решение вождя обязательно для рабочих и служащих во всех вопросах, касающихся производства.

Значимым для сопоставления основанием также является идея расового превосходства, рассмотрим её более подробно.

Как известно, нацистская идеология утверждает превосходство «арийской» нации, амбиции которой должны были быть удовлетворены за счет порабощения других народов. Эксплуатируя ущемленное Версальским договором национальное достоинство немецкого народа, играя на его национальных чувствах и воспоминаниях, изображая себя наследниками всего героического в германской истории, Гитлер и другие нацистские лидеры насаждали культ реваншизма и войны. В книге "Моя борьба" фюрер заявил о прекращении Германией колониальной политики довоенного времени и о переходе к «земельной политике будущего». «Ведя речь в сегодняшней Европе о новой земле, мы можем иметь в виду только Россию и верноподданные ей периферийные государства, гигантская восточная империя созрела для краха. Мы избраны судьбой стать свидетелями катастрофы, которая будет самым гигантским подтверждением расовой теории»[17].

Нацистские идеологи во главе с А.Розенбергом развивали тему уникальности и особой миссии германского, используя ее в целях агрессивного национализма. На основе иррациональных ценностей крови и расы они создавали государственный режим. Их пангерманский мессианизм вылился в деление человечества на две категории: арийскую «расу господ» и низшую расу - «недочеловеков», предназначенных быть порабощенными или истреблёнными. Нацисты открыто декларировал свои цели, пробуждая в массах низменные, варварские инстинкты, вследствие чего миллионы простых немцев стали соучастниками их злодеяний.

Как справедливо замечал К.Симонов, «усиленная пропаганда внешнего равенства, равенства прав и усилий внутри немецкого государства. Все это умещалось в несложной формуле: «Кем бы ты ни был, рабочим или капиталистом, ты равно несешь материальные потери, готовясь к войне, ты равно даешь на эту войну своих детей и равно теряешь их на ней. Ты равно рассчитываешь на благополучие после победоносного окончания этой войны и, как ее равный участник, равно будешь уничтожен в случае проигрыша»[18].

Таким образом, броские пропагандистские лозунги, провозглашавшие внешнее равенство, обернулись трагедией для всего народа.

Нельзя забывать, что на основании нацистской идеологии оказались уничтожены миллионы европейских евреев. Претензия на превосходство германской расы вместе с требованиями все большего жизненного пространства придавала внешней политике нацистской Германии наступательную и даже агрессивно-авантюристическую направленность.

Троцкий отмечал: «…Гитлер, худо или хорошо, был инициатором большого движения. Его идеям, как ни жалки они, удалось объединить миллионы. Так выросла партия, которая вооружила своего вождя еще не виданным в мире могуществом. Ныне Гитлер - сочетание инициативы, вероломства и эпилепсии - собирается не меньше и не больше, как перестроить нашу планету по образу и подобию своему»[19].

В отличие от нацистской, коммунистическая идеология не пропагандировала идеи расового превосходства. Однако существует точка зрения, согласно которой сталинскому режиму присущ социальный и даже идеологический расизм. Претензия на установление «диктатуры пролетариата», ликвидация кулаков «как класса», уничтожение всех противников социализма в его сталинской версии – все это, казалось бы, в определенной мере дает основания для обвинения коммунистического режима в расизме (по крайней мере, в переносном смысле).

Вне всякого сомнения, режим Сталина, ставивший задачу построения социализма в СССР, был режимом принуждения, направленным на то, чтобы человек служил социализму, а не социализм человеку. Тем не менее, социалистическая идея (пусть даже искажённая Сталиным и его приближенными), составляла основу советской идеологии. Но эта идея и учение о классовой борьбе не могут быть отождествлены с какой бы то ни было формой расизма.

Ещё социалисты XIX века, ставившие задачу уничтожения любой формы эксплуатации, видели в социализме идеологию индивидуального и коллективного освобождения. Вне зависимости от своего утопизма, идея социальной и экономической эмансипации (по крайней мере коллективной), оставалась характерной для социализма даже в сталинский период, оказывая сплачивающее и идеологически цементирующее действие.

В СССР пролетарии никогда не отождествлялись с «расой». Марксисты отвергали капиталистические отношения и призывали эксплуатируемых «всех стран» взять судьбу в свои руки, стать творцами собственной истории вместо того, чтобы быть ее объектом. Согласно их мнению, пролетарии предвосхищали будущее человечества, наконец-то освободившегося от угнетения и способного использовать природу во благо всех людей, а не отдельно взятой и превознесенной избранной расы.

Таким образом, данная параллель представляется необоснованной и поверхностной. Она не отражает сущность советской идеологии.

Резко противоположны позиции советской и нацистской идеологий в национальном и религиозном вопросах.

Для советской идеологии было характерно провозглашение интернационализма как отпора национализму, выдвигался лозунг: «У пролетариата нет отечества». Заметим, что в середине 30 – х годов происходит постепенный отход от идей интернационализма. Меняются взгляды на роль русского народа и его культуры в истории России. Из угнетателя других народов он превращается в главного борца против гнета богачей. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила Сталина и его окружение вспомнить о порядком подзабытом патриотизме, о русском народе, о национальных героях, прославивших в былые столетия свое Отечество.

Главной составляющей нацисткой идеологии являлся расизм, доказывалось и обосновывалось превосходство «арийской расы» и ее предназначение – мировое господство. Гитлер сделал расовую теорию основой учения о «Третьем рейхе». Политика фашистского государства, в первую очередь, была направлена на сохранение расовой чистоты. Другие, «неарийские» народы объявлялись неполноценными и должны были либо стать рабами «арийцев», либо быть уничтожены. Тотальному геноциду как никакой другой народ подверглись евреи.

Прямо противоположные позиции занимали советские и нацистские идеологии в вопросе о религии. Советская идеология активно пропагандировала воинствующий атеизм, борьбу с религиозными предрассудками. После прихода к власти большевиков множество храмов было уничтожено или закрыто. Их помещения использовались под склады, производства и для других хозяйственных нужд. Была уничтожена или репрессирована большая часть духовенства.

В Германии Гитлеровская верхушка рассматривала христианство как религию слабых и униженных[20], но не подвергала христиан гонениям, существовала свобода вероисповедания. Тем не менее, арийцам следовало верить в новую мессию - фюрера. Не принуждая население официально, фашистское правительство развивало радикальные взгляды на вопросы религии, которые можно охарактеризовать вкратце следующим образом. «Ветхий Завет искажает образ исторического Христа, который, естественно, был арийцем. Призванный спасти мир от еврейской заразы, он был распят своими подлыми противниками. Но поскольку его образ стал очень популярен среди простого народа, евреи поспешили присвоить себе этого героя. Почти две тысячи лет это им удавалось; но теперь на Землю послан новый мессия — Адольф Гитлер, призванный завершить дело, с которым не справился Христос, а именно: очистить и спасти мир от евреев»[21].

Относительно, морального облика человека отметим следующее: если в Германии «ариец» должен был быть бескомпромиссным борцом за свою расу и за ее государство, то идеал морального облика советского человека составляли такие черты, как коллективизм, преданность общему делу, любовь к труду, равнодушие к материальным благам, скромность.

Рассматриваемые идеологии также нашли свое отражение в сфере культуры, в области искусства, в частности. Поставленные на службу идеологии, как в Советском Союзе, так и в нацистской Германии, они должны были служить внедрению в сознание человека соответствующих идей.

Так, например, изобразительное искусство давало официальные эстетический канон внешней привлекательности человека. Однако такой человек был лишен индивидуальных черт: для тоталитарных идеологий внутренний мир человека, его чувства и переживания не имеют особого значения[22]. «Винтик» в государственной машине должен в первую очередь исправно ей служить.

В обоих случаях можно констатировать появление официального искусства, отдававшего явное предпочтение помпезности и неумеренности. В архитектуре рассматриваемого периода это привело к гигантомании, величественности, которые должны были поражать воображение. Человек чувствовал бы себя маленьким и беспомощным перед величием и мощью государства, о чем, свидетельствуют, например, планы модернизации Берлина, разработанные архитектором А. Шпеером[23], а в СССР – проект строительства Дворца советов в Москве на месте храма Христа Спасителя.

Надо отметить, что в понимании культуры советской и нацистской идеологиями, есть некоторые особенности. Относительно советской культуры заметим, что Ленин придерживался точки зрения, согласно которой после победы пролетариата в Европе будет существовать единая пролетарская культура. Для нацистских идеологов культура «высшей расы» и культура низших рас – «недочеловеков» - были совершенно неравноценны. Последняя считалась «дегенеративным искусством», связанным с деятельностью художников еврейского происхождения.

Различия рассматриваемых идеологических систем нашли свое выражение в государственной символике. Свастика - языческий знак, возникший еще в древности, но в данном контексте ассоциируемый с нацистскими идеями -, и имперский орел, занимавшие столь почетное место среди нацистских символов, совершенно противоположны советской символике. Достаточно вспомнить павильоны обеих стран на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, разместившиеся друг напротив друга. С одной стороны - нацистский орел, сжимающий в когтях свастику, с другой – известная скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», «вооруженная» лишь серпом и молотом. Серп колхозницы и молот рабочего олицетворяют мирный труд и не ассоциируются с расизмом и агрессией. Яркий контраст двух символик явился предвозвестником будущего столкновения.

Само название «СССР» не несет в себе никакой этнической или расистской ноты. Наоборот, из названия советской страны было изъято всякое упоминание о национальном, вследствие чего можно сделать вывод о том, что СССР был открыт всему миру и готов принять любую страну, изъявившую желание вступить в него.

Выбор названия - «Союз Советских Социалистических Республик» - символизировал построение некого социалистического содружества. В нем все народы: русские, татары, буряты, поволжские немцы, евреи, грузины, чеченцы, осетины, армяне, азербайджанцы и др. были бы, по крайней мере теоретически, равны перед законом, благодаря чему удалось бы погасить этнические конфликты между разными национальностями. Однако данная идея не всегда реализовывалась на практике, уважение законности не было основным качеством коммунистического режима. Но символ так и остался символом, со всем эмоциональным зарядом, заключенным в нем.


[1] Шпеер А. Воспоминания: Пер. с нем. Смоленск 1998, с. 703

[2] Кара – Мурза С. Г. Коммунизм и фашизм: братья или враги М., 2008 С. 62

[3] Гитлер А. Указ. соч. С.

[4] Шпеер А. Указ. соч. С. 79

[5] Кара – Мурза С. Г. Манипуляция сознанием М., 2003 С. 54

[6] Там же С. 76

[7] Информационно – исторический портал http://22-91.ru/statya/stalinskie-fizkulturnye-parady/21.09.2011

[8] Родионов В. «Истинные арийцы». Расовые мифы Гитлера М., 2012 С. 243

[9] Цит. по: Родионов В. Указ. соч. С. 65

[10] Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытый В 5 т. Т. 2: Великие географические открытия (конец XV – середина XVII вв.) 3-е издание, переработанное и дополненное М., 1983 С. 96

[11]Осокин Н. А.История Средних веков с приложением очерка средневековой историографии. Университетские чтения профессора Т. I С. 82

[12] Средства массовой информации и пропаганды М., 1984 С. 65

[13] Ленин В. И. Письмо к товарищу о наших организационных задачах. / ПСС. Т. VII C. 8

[14] Цит. по: Большевистская печать М., 1940 С. 361

[15] Накануне. 1931-1939. М. 1991, с.22 (или «Майн кампф»)

[16] Большая Советская энциклопедия. Т.56, М., 1936, с.673

[17] Гитлер А. Указ. соч. С. 95

[18] Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. Т. II. М., 1977. С. 614

[19] Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 409

[20] Фон Кранц Г.-У. Боги Третьего Рейха. М., 2009, с.40

[21] Фон Кранц Г.-У. Боги Третьего Рейха. М., 2009, с.53

[22] Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство в СССР, «третьем рейхе», фашистской Италии, Китае. М., 1994. С. 234 - 236

[23] Шпеер А. Воспоминания, пер. с нем. Смоленск, 1998 с.95


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: