Занятие 2 1 учебный вопрос

Заключительная часть.

Подвести итог занятия. Отметить лучших. Указать недостатки и пути их устранения. Дать задание на самоподготовку, указать литературу.

Задание на самоподготовку: “Правила стрельбы и управления огнем артиллерии" (ПСиУО-93), часть 1, ст.ст. 72-74;

1. Учебник "Подготовка стрельбы и управления огнем артиллерии", военное изда­тельство,1987, стр. 261,315-317;

2. Учебник " Теоретические основы стрельбы наземной артиллерии ", военное изда­тельство 1976, стр. 36,45;

3. "Руководство по применению приборов для разведки и стрельбы наземной артиллерии", военное издательство, 1972 г., стр. 167-173

4. Пример. Батарея 122 мм Г Д-30 ("Дон") на заряде втором пристреляла цель 134-ю на дальности 6400 м (шкала тысячных, прицел 291); Дк=2000 м; ПС=2-60, огневая позиция слева. Командир батареи принял решение перенести огонь на вновь обнаруженную цель 151-ю, установка ПТУР, находящуюся слева от пристрелянной цели на 2-10 и ближе на 300 м. В должности командира батареи произвести необходимые расчеты и по­дать команду на огневую позицию для открытия огня по цели 151-й.

5. Решение. Команда на огневую позицию: "Дон". Стой. Цель 151-я, установка ПТУР. Оско­лочно-фугасным. Взрыватель осколочный. Заряд второй. Шкала тысячных. Прицел 271. Уровень 30-00. Цель 134-я, левее 0-51. Веер сосредоточенный. Третьему 1 снаряд. Огонь."

Начальник цикла - старший преподаватель:

Подполковник запаса И. Шалагин.

«» 20___ г.

Занятие 2

Организационно-методические указания:

Перед проведением занятий по данной теме изучить рекомендованную литературу, частную методику преподавания и методическую разработку. Составить индивидуальный план проведения занятия и в условленное время утвердить его у своего непосредственного начальника. При распределении времени на отработку учебных вопросов учитывать степень подготовленности обучаемых.

В начале занятия руководитель занятия объявляет тему и учебную цель за­нятия, разъясняет важность изучаемого материала, после чего, используя плакаты, разъясняет учебные вопросы, основные положения, давая под запись.

После изучения каждого вопроса уточнить уяснение материала опросом 1-2 обучаемых или решением практического примера групповым способом.

Учебные вопросы:

1. Определение дальности и направления стрельбы по карте.

2. Определение установок для стрельбы способом сокращенной подготовки.

Вводная часть:

Проверить наличие обучаемых по журналу учебного взвода и готовность к заня­тию. Устранить выявленные недостатки. Объявить тему занятия, учебные цели, время на изучение данной темы и порядок ее изучения.

1 учебный вопрос. Определение дальности и направления стрельбы по карте.

Напомнить студентам, что при изучении темы 5 " Определение установок стрельбы способом полной подготовки " ими изучены способы определения топогра­фической дальности до цели и доворота от основного направления стрельбы на приборе управления огнем и аналитически.

Обратить внимание обучаемых, что на данном занятии будет изучен способ оп­ределения дальности и направления стрельбы по карте. Этот способ, как и определение топографических данных на ПУО, является графическим способом и наиболее наглядно отображает этот процесс.

Для определения дальности и направления стрельбы используют топографиче­ские карты, артиллерийский круги (АК-3, АК-4) и масштабно-прицельные линейки (МПЛ-25, МПЛ-50). Работу по определению дальности и направления стрельбы по кар­те проводят в два этапа: 1) до получения огневой задачи и 2) после получения огневой задачи.

До получения огневой задачи:

1. наносят боевой порядок батареи на карту;

2. определяют по горизонталям карты высоту огневой позиции и записывают ее;

3. прочерчивают основное направление стрельбы, для чего:

• накладывают артиллерийский круг АК-3 на точку огневой позиции и устанавли­вают диаметр 30-00 параллельно вертикальным линиям координатной сетки ну­левым делением на север;

• против деления шкалы, отвечающего заданному дирекционному углу (по циф­рам красного цвета), наносят на карту точку и соединяют ее прямой линией с точкой огневой позиции.

После получения огневой задачи: 1. наносят цель на карту:

a) по полярным координатам:

• накладывают артиллерийский круг и масштабно-прицельную линейку на точку наблюдательного пункта и устанавливают диаметр 30-00 парал­лельно вертикальным линиям сетки карты (нулевое деление на север). Масштаб линейки должен соответствовать масштабу карты;

• совмещают рабочий срез линейки с делением шкалы артиллерийского круга, отвечающим дирекционному углу цели (по красной шкале);

• дальность до цели проектируют на рабочий срез линейки и наносят цель на карту;

b) по прямоугольным координатам:

• по первым двум цифрам координат определяют квадрат, в котором должна находится цель;

• накладывают круг на карту таким образом, чтобы:

· отверстие мерки, соответствующей масштабу карты, оказалось в найденном квадрате;

· линии, нанесенные на круге и на карте, были параллельны соот­ветствующим линиям на координатной сетке карты;

· деление шкалы мерки, отвечающее числу метров координаты X цели, совпало с нижней горизонтальной линией сетки карты, а деле­ние, отвечающее числу метров координаты У - с левой вертикальной линией сетки карты;

через отверстие координатной сетки наносят цель на карту;

2. определяют по горизонталям высоту цели и записывают ее;

3. определяют топографическую дальность до цели и доворот от основного направ­ления стрельбы, для чего:

• накладывают артиллерийский круг и масштабно-прицельную линейку на точку огневой позиции так, чтобы диаметр 30-00 был направлен нулем в основное на­правление стрельбы (масштаб линейки должен соответствовать масштабу карты),

• удерживая артиллерийский круг в таком положении, рабочий срез масштабно-прицельной линейки совместить с целью;

• пользуясь оцифровкой шкалы круга, прочитать против среза линейки величину доворота от основного направления стрельбы, а по линейке у точки цели - топо­графическую дальность до цели (прицел).

После определения топографической дальности и направления стрельбы по карте, расчетом определяют угол места цели по формуле:

где hц - высота цели в метрах; hon - высота огневой позиции;

Рассмотреть порядок определения топографической дальности до цели и доворота от основного направления стрельбы по контрольным данным. (Приложение 1)

После решения задач (не менее трех) дать студентам пример для самостоятельного решения:

Пример. Батарея 122 мм Г Д-30 занимает боевой порядок: КНП-х=58400,у=05920; ОП - х=54620, у=07570; аон=55-00. В батарее рассчитаны поправки на отклонение баллистических и метеоро­логических условий стрельбы в основном направлении для заряда второго, на даль­ности 4,6,8 км:

Опорные Д Поправки      
ΔДH,M +150 +230 +360
ΔдцИ, д.у. -0-04 -0-06 -0-10

Определить топографические данные и исчисленные установки по цели 121-й: а=51-46,ДК=1920.

Контрольные данные (для преподавателя):

ДЦТ=5893 м, дцТ= -0-38, εц = 0.

Пр=275,.ДЦИ=6140 м, дцИ= -0-44, Ур = 30-00.

Уточнить уяснение материала.

Подвести итог второго вопроса.

2 учебный вопрос. Определение установок для стрельбы способом сокращенной подготовки.

С помощью графопроектора высветить на экране пример 1.

Пример 1. Батарея 122 мм ГД-30 занимает боевой порядок: КПП - х=01160, у=49870; ОП("Ока") - х=96345, у=47824, высота 130м; аон=7-00.

В батарее определены поправки на отклонение баллистических и метеорологических условий стрельбы в основном направлении по данным бюллетеня "Метео­средний ", полученному от метеостанции для заряда второго на 5, 7, 9 км:

Опорные Д, Поправки      
     
ΔДИ,(M) +185 +290 +485
ΔдцИ,(д.у). -0-03 -0-04 -0-07

После получения бюллетеня прошло 4 часа.

Определить топографические данные и исчисленные установки по цели 213-й, живая сила и огневые средства на позиции МПО: х=03431, у=51216, высота 83 м. Фц=0-50. Подать команду на огневую позицию для открытия огня. Пример 1-й решить групповым способом.

Решение.

1) Определить топографические данные по цели 213-й аналитически или на приборе управления огнем:

Дк=2640м; Дцт=7856м; А=-2-74; εц=-0-06; Ку=0,3; Фц(д.у.) =0-50

2) Построить график рассчитанных поправок и определить исчисленные установки по цели 213-й:

Дци=8250 м Пр = 431 тыс. Зар. 2 = -2-79; Ур=29-94

3) Подать команду на огневую позицию для открытия огня:

"Ока". Стой. Цель 213-я, пехота укрытая. Осколочно-фугасным. Взрыватель ос­колочный. Заряд второй. Шкала тысячных. Прицел 431. Уровень 29-94. Основ­ное направление, левее 2-79. Веер 0-02. Третьему 1 снаряд. Огонь."

В ходе решения примера при необходимости оказать обучаемым помощь. При воз­никновении вопросов ответить на них.

Предложить студентам самостоятельно решить пример 2-й (условия примера вы­светить на экране).

Пример 2. Батарея 122 мм ГД-30 (позывной "Дон") занимает боевой порядок: КПП - х=33075, у = 02130;

ОП “Дон” х=38410, у=02348, высота 100м; аон=27-00

Приборы наблюдения и орудия ориентированы с помощью буссоли, с учетом поправки буссоли, определенной на удалении 14 км от огне­вой позиции. В батарее определены поправки на отклонение условий стрельбы от табличных для заряда уменьшенного на 4, 7, 11 км в основ­ном направлении стрельбы:

Поправки      
     
ΔДИ +20 +10 -65
ΔдцИ, д.у. -0-01 -0-03 -0-07

Исполнить:

1. Определить топографические данные и исчисленные установки по цели 239-й, НП в окопе: х=30648, у=03429, высота 125 м.

2. Подать команду на огневую позицию для открытия огня по цели 239-й.

Контрольные данные (для руководителя) 1)ДЦТ=7837м; дцТ=+1-68; εц=+0-03 ТС

2) ДИ=7830 м ПИ = 243 тыс; дцИ=+1-64; Ур=30-03.

Зар. уменьш.

3) Команда: "Дон". Стой. Цель 239-я, наблюдательный пункт в окопе. Осколочно-фугасным. Взрыватель осколочный. Заряд уменьшенный. Шкала тысячных. Прицел 243. Уровень 30-03. Основное направление, правее 1-64. Веер сосредоточенный. Третьему 1 снаряд. Огонь. "

Проверить правильность решения примера. При обнаружении ошибок исправить их. Ответить на возникшие вопросы.

Уточнить уяснение материала.

Подвести итог первого вопроса.

Заключительная часть.

Подвести итог занятиям. Объявить оценки за летучку. Дать задание на самоподготовку, указать общие ошибки и пути их устранения. Отметить лучших.

Задание на самоподготовку:

1. Правила стрельбы и управления огнем артиллерии (ПСУО-96), Москва, военное издательство, 2001 г. стр. 24-25;

2. Учебник «Подготовка стрельбы и управления ог­нем артиллерии», Москва, военное издательство, 1987 г. стр.315-320.

3. Руководство по применению прибо­ров для разведки и стрельбы наземной артиллерии, Москва, военное издательство Воениздат 1985г. 172-178;

Начальник цикла - старший преподаватель:

Подполковник запаса И. Шалагин.

«» 20___ г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: